Уже как несколько лет параллельный импорт стал нормой для экономики России. Отечественный бизнес довольно быстро перестроился под новые реалии, работать стало сложнее, но в тот же момент для многих людей трудности проложили путь к новым возможностям. В Hussle мы создаем полезный контент для своих читателей, предоставляем актуальную и полезную информацию, рассказываем истории других предпринимателей. Порой чужой опыт может стать не только вдохновляющим, но и отчасти послужить некой инструкцией к действию. Мы пообщались с учредителями «Бирлик Гиришим Макине Аноним Ширкети» — Фирасом Казаковым и Альпереном Оренджиком, первопроходцами в параллельном импорте, которые сумели применить свой многолетний опыт и адаптироваться под новое санкционное время.
Ваша деятельность отчасти является новаторской, как вы к этому пришли?
Наша компания с 2017 года занималась торговлей между РФ, СНГ и Турецкой Республикой, поэтому последние события были просто мотиватором для адаптации. Хоть сама международная торговля по сути своей не изменилась, нам все же пришлось научиться работать с новыми ограничениями, связанными с международными переводами как минимум.
Сложно ли было начинать, с какими сложностями сталкивались?
Безусловно, начало — это самое сложное в любом деле, однако считаю, что благодаря профессиональному коллективу, слаженности действий и желанию, удалось преодолеть все сложности, которые были абсолютно разными, начиная от поиска партнеров для новых сфер, заканчивая постоянно изменяющимся правовым полем в разных государствах. Как я уже сказал выше — это трудности с международными переводами, также логистика заметно усложнилась, так как многие страны отказались торговать напрямую с РФ из-за влияния санкций. Тогда нам пришлось налаживать новые контакты в других странах, лояльных к нашей стране, чтобы не обрывать цепочку поставок.
Чем занимается ваша фирма и в чем именно заключается ваш функционал?
Если говорить детально, мы осуществляем услуги в части оплаты товара за рубеж, как известно, в связи с санкциями существуют сложности в этом вопросе у множества российских юрлиц. Также помогаем в вопросах доставки и оказываем помощь с таможенным оформлением товара. Товар может быть абсолютно разный, это и автозапчасти и сельхоз/строительная техника. Работаем через Турецкую Республику, она географически имеет идеальное расположение, чтобы стать транспортным хабом. Наш функционал заключается в оперативном решении вопросов, которые мешают партнерам осуществлять доставку, в основном это, конечно же, правовые вопросы в связи с санкциями других государств.
Часто ли меняется ситуация в политическом и правовом поле, если учитывать санкции? Совсем недавно вышел 14-й пакет.
Постоянно, это основная проблема, но и возможность, ибо задача бизнеса превращать проблемы в возможности, пока, к счастью, нам удается это делать.
Каким образом бизнес, который ранее не работал с зарубежными поставщиками, может начать работу на этом уровне?
Это, конечно, очень зависит от типа бизнеса, однако ничего критично сложного в этом нет, многие предприниматели давно работали с той же Турцией или Китаем, в настоящее время у средних и крупных фирм, кто не имел опыта работы с заграничными компаниями, есть два пути: либо покупать здесь у тех, кто покупает там, но с наценкой, что, очевидно, не так выгодно, либо освоить это самостоятельно. Вы можете попробовать договориться напрямую или же обратиться к посредникам, компаниям, которые уже давно работают в этом направлении и знают все особенности работы с теми или иными зарубежными партнерами.
Расскажите о специфике работы с иностранными партнерами, которые вы могли бы особенно выделить? Может быть, это менталитет или иные национальные особенности, которые сказываются на бизнесе и переговорах.
Конечно, это сказывается, менталитет, темперамент у каждой национальности, можно назвать что-то общее. Каких-то ярких вещей выделить не смогу, давно работаю со своими партнерами, и они, на мой взгляд, весьма «обрусевшие».
Точно могу сказать, что с китайцами нельзя с порога говорить о бизнесе — это плохой тон. Европейцы более предметные, арабы — люди деловые, но часто уповают на волю Всевышнего, у них интересный подход к форс-мажорам, я бы сказал, довольно спокойный.
Человеческий фактор сильно сказывается на деловых отношениях?
Человеческий фактор — это важно, не думаю что кто-то будет данную истину отрицать. У меня есть буквально недавний пример: две фирмы с приблизительно одинаковыми условиями, клиент распределял заказы у них примерно поровну, чтобы иметь два контакта. Однако со временем сотрудники одной из фирм стали, русским языком говоря, забивать, лениться, тянуть с предоставлением документов. Образно — ранее могли предоставить информацию по запросу в телефонном режиме в течение дня, а теперь это занимает неделю, еще и напоминать приходится. Собственно, думаю, не нужно объяснять, что объем заказов у другой фирмы стал гораздо выше в процентом соотношении.
Обманывают ли партнеры за рубежом? Как можно защитить себя от мошенников?
Обманывают везде. Сегодняшняя ситуация — благоприятная почва для мошенников. Встречались истории, где люди работали с фирмами, у которых отличные цены, по предоплате, 2–3 заказа, все идеально, после получения 4–5 авансового платежа фирма просто перестала выходить на связь, а клиентов, благодаря этим 2–3 заказам с ценой ниже рынка, у них появилось несколько десятков, все из которых в разной степени оказались обмануты.
Защита от мошенников, на мой взгляд, стандартна. Это, в первую очередь, время: сколько работает ваш контрагент, не будет лишним посмотреть, с кем уже работал потенциальный партнер. Образно, если у него в бизнес-партнерах надежные фирмы, велика вероятность, что и он не мошенник.
Один из наших крупных клиентов обращался в специальные фирмы, которые как раз таки проводят проверки контрагентов, возможно, не будет лишним делать то же самое и всем начинающим предпринимателям, особенно впервые столкнувшимся с международными сделками, чтобы чувствовать себя комфортно и обезопасить свои средства.
Какую роль играет нетворкинг в вашем бизнесе?
Нетворкинг играет большую роль не только в нашем деле, но и вообще в жизни людей, мы все — социальные существа, а наличие грамотных контактов — это фундамент бизнеса. Мы всегда рады познакомиться с новыми партнерами, часто участвуем в различных выставках, из последних — это MIMS Moscow или Automechanika Istanbul.
Что вы думаете касательно всей ситуации вокруг международного бизнеса и РФ, может, есть какой то прогноз?
Прогнозы давать — дело сложное, но уверен в одном: все будет хорошо, бизнес всегда адаптируется, как он это уже сделал в самом начале. Главное — не совершайте опрометчивых действий и всегда проверяйте людей, с которыми планируете заключать соглашения. Вернуть деньги, которые были отправлены мошенникам за рубеж, практически невозможно.
Что посоветуете людям, которые хотят попробовать новое направление, но боятся? Как совершить этот самый первый шаг?
Я не думаю, что вопрос в страхе, скорее, в незнании, если бизнес решил вырасти до международных заказов либо был на этом уровне, но сейчас есть сложности, мы рекомендуем обращаться к профессионалам, которые помогут преодолеть логистические, опциональные и языковые барьеры.