Запустить проект в нише, которая является довольно новой для российского рынка, — задача непростая даже для опытного предпринимателя, особенно когда потенциальные клиенты воспринимают предлагаемые услуги как нечто забавное в рамках досуга, но совершенно ненужное для их бизнеса. Речь идет об ивент-индустрии середины 2000-х, когда это направление только развивалось в России, а в умах будущих заказчиков высшей формой тимбилдинга было застолье в дорогом ресторане.
Сегодня мы расскажем историю Александры Едыгиной — руководителя «Event Департамент» — пионера ивент-индустрии в Краснодарском крае. Александра — пример предпринимателя, который сделал себя сам, популяризировал ремесло через собственные проекты и на примере своей работы и личных достижений доказал необходимость профессионального подхода к разработке, планированию и организации мероприятий. Как монетизировать творчество, совмещать работу и семейную жизнь, начинать в сфере, к которой все относятся скептически? Об этом мы и поговорим в нашей статье.
Начнем с самого начала: как вы пришли в эту сферу?
Мой путь в этой сфере начался как дополнение к основной работе. Я работала в сфере рекламы на ТВ и в какой-то момент поняла, что местное телевидение не дает нужные охваты, стоит очень дорого и становится все менее эффективным. В тот момент для продвижения проектов я и придумала офлайн-мероприятия — это были светские девичники, ставшие нашими первыми событиями. И такой подход имел успех — мы получили большое количество положительных отзывов, и впоследствии даже бренды стали интересоваться подобным форматом.
Это было 15 лет назад, понимание ивента находилось в зачатке, и люди в основном такого слова не знали. Изначально я не видела в этом ремесле свою будущую карьеру — скорее, рассматривала как дополнительный бизнес.
А когда вы поняли, что это может стать гораздо большим, нежели мероприятия для узкого круга лиц? Пришлось переучиваться, получать дополнительные знания? Ведь вы начали продвигать свое агентство еще в те годы, когда такой феномен, как ивент, не был столь популярен на отечественном рынке и скепсис со стороны крупных клиентов был достаточно большим.
Я поехала учиться в Москву, мой маленький сын меня отпустил, поэтому благодаря счастливому стечению обстоятельств удалось обучиться, структурировать знания и вникнуть в рабочие процессы. Я не начинала делать все сама, сразу же наняла менеджеров и сняла офис (как видите, в очередной раз подтверждается тезис о том, что грамотная команда необходима уже в начале пути). Работая на ТВ, мы привлекали клиентов через холодные звонки, этот же способ я применила и к своему бизнесу. К тому моменту рынок уже созрел к тому, чтобы проводить масштабные мероприятия, а конкурентов в подобном формате привлечения клиентов (холодных звонках) у нас не было, такой подход практически сразу же дал свои плоды, и в течение года мы начали работать со многими строительными компаниями, организовали огромное количество открытий ЖК.
Мы взяли на себя все организационные проблемы и «головные боли» наших заказчиков, связанные с открытием, создавали по настоящему интересные и запоминающееся события вместо однообразных заезженных программ наподобие диджея с шариками у подъезда. В итоге из «игры» в организацию мероприятий моя деятельность превратилась в полноценный бизнес.
Насколько трудно и реально ли сегодня открыть свое ивент-агентство, успешно его развивать? Большую роль играет команда и кадры?
На данный момент открыть свое агентство — задача не грандиозной сложности, но тут необходимо четко понимать свою специализацию, знать, с какими проектами вы хотите работать и что умеете делать. Игроки рынка, которые уже давно в этом бизнесе, в основном специализируются на крупных мероприятиях, но важно осознать, что ежедневно происходит огромное количество событий и в этой нише найдется место для всех при наличии необходимых навыков, желания творить, трудиться. Сегодня, по моим ощущениям, индустрия переживает подъем после эпохи коронавируса.
Что касается кадров — специалисты значат много, но из своего опыта могу сказать: люди покупают у людей. За все время своей работы я сделала вывод, что никто не продает агентство и его услуги лучше, чем я, поэтому сегодня заказчики уже приходят ко мне, доверяя, скорее, личности и конкретному человеку. По крайней мере, в нашем агентстве коммуникации с клиентами построены именно так, а текущие задачи делегируются менеджерам, которые могут быть креаторами каких-то проектов. Сотрудники закрывают большое количество текущих задач, но фасадной картинкой агентства всегда остается руководитель.
Сегодня все чаще можно услышать такой термин, как «креативная экономика», можете рассказать о нем более подробно? Может ли она помочь представителям творческих профессий грамотно монетизировать свою деятельность? Будем честны — в этой нише не так-то просто заработать хорошие деньги, особенно на первых этапах карьеры.
Креативная экономика — это особый сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, которые являются результатом интеллектуальной деятельности. КЭ сейчас стала трендом, есть даже президентский указ о развитии этого сектора в нашей стране, но КЭ — не то, что может развиваться исключительно централизованно: в первую очередь это коллаборация маленьких творцов, которая идет из создания союзов креатора (в любом направлении) и ивент-агентства.
Тема монетизации культуры, искусства и творческого продукта на сегодняшний день является моей болью, это направление, в которое я иду и постоянно обучаюсь. Работая в такой индустрии, мы постоянно сталкиваемся с тем, что все наши творцы зарабатывают не на творчестве, а на ивенте. Талантливый музыкант, пишущий музыку, может заработать лишь играя на каком-либо мероприятии, но не благодаря своим песням, а художник получает деньги за перформанс, но не за свои картины.
Эта проблема порой находится вне поля зрения общества, и изменения в этой сфере могут произойти только тогда, когда креативная экономика в связке с представителями творческих профессий преобразуется в некий оформленный кластер, где эти люди смогут зарабатывать деньги напрямую от продажи продуктов, созданных благодаря их таланту и навыкам.
Расскажите о проектах, которыми вы больше всего гордитесь.
- Выставка-перформанс «Парадокс города» — опыт, рожденный как раз той самой креативной экономикой. Это проект, созданный в рамках «Ночи в музеях». К нам пришли представители краснодарского выставочного зала и предложили свое пространство для воплощения наших идей. Начали реализацию этого проекта в компании Александра Душевного и Алексея Апиша — художников-инициаторов совместной затеи — и параллельно решили кинуть клич по всей креативной индустрии, предложив создать такой культурный прецедент, который еще не видел Краснодар, совместив разные жанры современного искусства. Мы начинали втроем, а на «Ночи музеев» наша команда насчитывала уже 35 человек: это были фотографы, видеографы, музыканты, художники. У нас не было финансирования, проект создан на абсолютном энтузиазме, и теперь выставка продолжает свою жизнь в разных городах России, команду позвали представить свою работу на «Тавриде», поэтому данный проект нам очень дорог, и это пример того, как одна идея может объединить и «заразить» множество творческих людей.
- Второй проект был создан для коммерческого клиента в Махачкале, и перед нами стояла очень амбициозная задача — реализовать событие в стилистике «1000 и 1 ночь», в восточном стиле, с декорацией костюмами, подытоживающей трехдневное бизнес-мероприятие, завершающееся гала-ужином. В итоге получился невероятно красивый проект с сумасшедшей логистикой, огромным количеством подрядчиков, приехавших из Москвы, Краснодара, Пятигорска. Но наша самая большая организаторская гордость заключается в том, что мы приехали в регион, где дела с сервисом обстоят довольно плачевно, начиная от обслуживания и заканчивая ивент-возможностями, и в итоге у нас получилось создать качественное мероприятие, за которое мы получили просто замечательную обратную связь.
- Это концерты нашего скрипача-виртуоза Самвела Айрапетяна, которые «Event Департамент» организовывает уже более шести лет. Когда мы взялись в первый раз за продюсирование концерта, то столкнулись с необходимостью не только создавать картинку на сцене и режиссировать мероприятие, но и реализовывать билеты. И сегодня можно сказать, что Самвел — это единственный артист нашего города, который собирает тысячные залы, системно дает сольные концерты. И если еще несколько лет назад мы пытались продать билеты и свести затраты так, чтобы мероприятие в итоге вышло в ноль, то сегодня у нас есть действительно работающая бизнес-модель и подходы для создания подобных событий.
Как мы знаем, предпринимательство идет рука об руку с форс-мажорами. Есть ли у вас кейс, где, скажем, во время мероприятия или подготовки к нему все пошло не по плану, но вам удалось исправить ситуацию в короткие сроки?
Это моя «любимая» тема. Необходимо понимать, что мы работаем офлайн, здесь и сейчас, и нам необходимо выполнять свою работу качественно, так как еще раз переиграть начало или конец мероприятия возможности не будет, поэтому первое качество, необходимое для того, чтобы заниматься ивентом, — стрессоустойчивость.
В прошлом месяце мы организовывали корпоративный юбилей для нашего партнера и придумали большую зону командообразования перед банкетом, в том числе там была активность, связанная с дрим-артом — это картина с нитями, которые гости должны были протягивать к именам своих коллег, обозначая определенные взаимосвязи. И в день юбилея мы привозим эту картинку, на которой расположены гвозди, имена сотрудников компании, и оказывается, что логотип компании неверный. И буквально в течение четырех часов монтажа зала мы сумели поменять этот деревянный элемент, причем мы изменили и отдали клиенту работу в том варианте, в котором это должно быть в соответствии с изначальным проектом. Таких примеров множество, поэтому в нашей профессии главное — сохранять хладнокровие и не впадать в панику.
Ты не только предприниматель, но еще мама и жена. У тебя очень плотный график, как удается соблюдать баланс между работой и семьей?
От души могу всем порекомендовать книгу «Как привести дела в порядок» — там найдете многие ответы. На мой взгляд, если женщина берется за задачу быть бизнес-леди, мамой, хозяйкой, женой, другом — все эти роли требуют очень большого количества времени и энергии. У людей чаще всего не хватает именно энергии реализовать все свои желания, например заниматься спортом, тратить время на личное развитие, и когда мы находим пропорцию, комфортную для совмещения всех этих сфер, то тогда у нас не происходит выгорания и не наступает хаос в жизни. Я веду график, и порой он бывает расписан с 6 утра до 12 ночи, до тех пор, пока я не отойду ко сну, и в него внесены и детские дела, встречи с друзьями, обеденный кофе — любые активности, будь то поход на концерт или на маникюр. Тогда у меня не возникает проблем с распределением времени между сферами жизни, а если где-то график рушится, то необходимо компенсировать утраченный досуг, чтобы избежать выгорания.
Какой совет вы могли бы дать молодым людям, которые хотят работать в ивент-индустрии, развивать свое дело? С чего стоит начинать?
Как бы это ни было парадоксально, но начинать стоит с обучения. Сегодня есть огромное количество продуктов, которые позволят получить необходимые знания, я в свою очередь очень долго проводила офлайн-обучение, на сегодняшний день разработан и онлайн-курс Real event, в котором я делюсь не просто абстрактным опытом организации мероприятий, а знаниями с учетом особенностей конкретного региона, не только Краснодарского края. Например, Москва и Санкт-Петербург предлагают немного иные кейсы, которые не очень применимы к другим географическим точкам нашей страны. Поэтому, во-первых, необходимо получать профильное образование, обучаться у практиков, и когда у вас появятся первые мероприятия, вы обязаны продолжать непрерывно обучаться.
Если выбираете корпоративный сегмент, то вы должны быть очень хороши в маркетинге, в HR, чтобы ваш клиент не только приходил к вам, но и оставался с вами на веки вечные, так как будет уверен в вас и вашем подходе к реализации его проектов и задач.