Правила хорошего фона: что нужно знать о музыке в вашем магазине
Музыкальное сопровождение вашего магазина играет существенную роль. Это не просто бонус к сервису, а вполне себе эффективный инструмент торговли. В зависимости от правильности выбора фоновой музыки, она может способствовать продажам ровно настолько, насколько и препятствовать им. И даже если вы выбираете тишину (что в данном контексте тоже считается музыкой), то и она должна иметь закономерные предпосылки. Главное понимать, что между музыкой, подходящей вашему магазину, и музыкой, которая нравится вам лично, иногда существует огромная разница. В остальном необходимо следовать нижеперечисленным советам.
Авторское право
Авторские права в России носят роль формальную: они есть, о них многие знают, но вот их соблюдение — вопрос скорее частного самосознания, чем конституционный. В лучшем случае авторскими правами просто пренебрегают, в худшем — делают это осознанно и даже с некоторой степенью гордости. Но если закон может быть снисходителен в случаях частного использования, что называется для «личных нужд», то в вопросах бизнеса его строгость прямо пропорциональна масштабам правонарушений. Использование чужой музыки в публичных заведениях без приобретения авторских прав — проступок, может быть, и не из ряда вон выходящий, но достаточный, чтобы столкнуться с определенными проблемами.
Тем не менее многие предприниматели это правило игнорируют. Законодательная аморфность вкупе с потребительской незрелостью сделали так, что нарушение интеллектуальных прав в России стало делом привычным и незаметным. Многие, формируя плейлист для своих магазинов или баров, даже не задумываются о том, что необходимо иметь соответствующее разрешение. Нужно оно лично вам и вашему бизнесу — решать вам. В конце концов, владелец пивного магазина в спальном районе, может быть, и знает, что за музыку, играющую из колонок его заведения, нужно платить, но, говоря откровенно, ему на это наплевать. Мы не призываем вас нарушать авторские права, пользуясь сложившейся безнаказанностью. Тем более что понести материальный ущерб или (что еще хуже) репутационный — возможность все же есть, особенно у крупных игроков.
Что тогда делать? Если вы исключаете для себя риск несанкционированного воспроизведения чужой музыки в магазине, тогда обратитесь в соответствующие организации. В России пользование интеллектуальной собственностью регламентируют два основных органа: РАО и ВОИС. Вдобавок есть несколько частных компаний, обладающих собственными базами исполнителей. Заключив с ними договор, вы получаете доступ к их песням для публичного пользования. К тому же у вас может быть индивидуальная договоренность с каким-либо музыкантом на право использования его музыки в вашем заведении. Главное, что нужно помнить и на чем обжигаются многие представители малого бизнеса: владение лицензионным компакт-диском или подписка на стриминговый сервис не дают право использовать их содержание в коммерческих целях.
Как заработать современному музыканту, если не играть на свадьбах и корпоративах
Жанр
Неудачный выбор музыки для вашего заведения может привести к негативному восприятию клиентов, что неизбежно повлечет за собой падение продаж. Ровно как и наоборот: музыка, соответствующая вашей целевой аудитории, способна не только увеличить время пребывания людей в вашем магазине, но и заставить их вернуться к вам снова. При этом полное отсутствие музыки является, скорее, негативным фактором для покупательской активности. По крайней мере это подтвердило исследование, согласно которому от 30 до 40% опрошенных признались, что тишина в магазине их больше отталкивает, чем привлекает.
Выбирая музыку для своего заведения, важно учитывать не только предпочтения потенциальных клиентов, но и атмосферу, которую вы хотите создать. Например, если в магазине народных товаров будут уместны фольклорные мотивы, то вряд ли они приживутся в каком-нибудь лаунж-баре. А для создания, допустим, бара крафтового пива с ярко выраженной сегментированной аудиторией подойдет условный инди-стиль.
О важности соответствия музыкального фона концепции заведения говорит другое исследование, которое проанализировало поведение посетителей винного магазина. Так, согласно ему, когда в заведении играла классическая музыка, гости выбирали более дорогие сорта напитков, что в итоге увеличивало выручку магазина. В этом смысле классическая музыка идеально сочетается с продажей элитарных товаров, дополняя собой их концептуальную значимость и потребительскую ценность.
Громкость
Согласно вышеупомянутому опросу, для 82% респондентов имеет значение не только стиль играющей в магазине музыки, но и ее громкость. Слишком высокая способна сократить время нахождения человека в магазине либо вообще заставить его сразу же из него выйти. Впрочем, в этом вопросе также имеют значение психологические особенности вашей целевой аудитории. Так, например, пожилые люди наиболее чувствительных к шуму. Поэтому если они являются наиболее частыми посетителями вашего магазина, то громкость в нем не должна быть слишком высокой. Тогда как для молодой аудитории, напротив, можно немного прибавить звук, особенно если этому благоволит формат заведения.
Ритм
На поведение посетителей в магазине влияет не только громкость и жанр музыки, но и ее ритм. Доказано, что музыкальный темп влияет на восприятие времени человеком. Более медленная музыка замедляет течение времени, что может увеличить длительность пребывания человека в магазине. В то время как быстрая музыка, напротив, делает поведение гостей более торопливым. И здесь выбор того или иного ритма зависит от целей, которые вы преследуете в каждый определенный момент. С одной стороны, высокий темп музыки способен снизить продажи вашего магазина из-за искусственно воссозданной спешки посетителей, с другой — эта самая спешка может быть очень кстати перед закрытием.
Выбор музыки не относится к категории задач, решаемых в первую очередь при открытии магазина. Вторичность данной проблемы приводит к тому, что от ее решения отказываются вовсе. Выбор в итоге происходит интуитивно или — еще хуже — с опорой на личный вкус. Но, как видно из этой статьи, данный подход — ошибочный. Выбрать музыку для заведения, соответствующую его целевой аудитории или формату, не так сложно и не требует большого количество времени. Взамен вы получаете довольных клиентов, которые впоследствии закономерно конвертируются в очередное преимущество перед конкурентами.