Константин Волков
Константин Волков
25 мая 2020

Почему во время кризиса лучше сокращать расходы, а не персонал

Во время кризиса перед многими предпринимателями стал актуальным вопрос оптимизации расходов. В том числе и за счет сокращения персонала. Основатель движения Talk SHIFT Кристер Унгербок призывает не торопиться с решением: «Из-за пандемии коронавируса под сокращение попали сотни тысяч человек. Однако если вы выдержите этот трудный период, полностью сохранив коллектив, то сможете повысить лояльность своих сотрудников». Предприниматель рекомендует прибегать к увольнениям только в случае крайней необходимости, а для сокращения расходов компании — советует воспользоваться несколькими проверенными методами.

Почему увольнения наносят урон компании

Исследования HR-специалистов показывают, что увольнение всего лишь 1% персонала может негативно повлиять на продуктивность и уровень вовлеченности команды. Это связано с тем, что оставшиеся сотрудники могут испытывать чувство вины перед ушедшими коллегами, а также способны утратить желание работать на компанию, которая сводит концы с концами. Кроме того, отмечает Унгербок, ваш поступок лишит сотрудников веры, лояльности и уверенности в будущем. По этой причине, несмотря на пессимистичные прогнозы экономистов, не спешите прощаться с персоналом. Вместо этого посмотрите на пандемию как на возможность вашей компании выделиться и продемонстрировать человечность и сострадание. Лучшей иллюстрацией этого станет сохранение коллектива и разумное сокращение расходов.

По словам предпринимателя, кроме поддержки подчиненных руководитель обязан открыто общаться со своими коллегами: «Если вы будете утаивать информацию, то по компании поползут слухи о грядущих увольнениях. Чтобы избежать этого, покажите, что вы как лидер стараетесь разобраться в ситуации и ищете все возможные способы избежать неприятных последствий». Унгербок отмечает, что расставание с сотрудниками, несомненно, сократит расходы компании, однако после пандемии в более выигрышном положении окажутся те, кто благодаря умелым антикризисным действиям смог сохранить коллектив.

Как сократить расходы, не уволив сотрудников

Основатель Talk SHIFT приводит следующие способы сокращения расходов, которые помогут избежать увольнения сотрудников.

Сокращение рабочих часов

По словам Унгербока, урезание рабочего времени позволит сохранить коллектив в полном составе. Возможно, вам придется на несколько недель или месяцев понизить сотрудникам зарплату или лишить премий, но все равно это лучше, чем расставание. К тому же сокращенная рабочая неделя не является экзотикой: к примеру, она встречается в Швеции и Дании, а эти страны занимают не последнее место в мировой экономике.

Чтобы грамотно разобраться в этом вопросе, предприниматель рекомендует придерживаться следующей схемы: «Разбейте своих сотрудников на три категории. В первую войдет 20-30% персонала, которые будут работать по прежнему графику и без сокращения зарплаты, поскольку они играют огромное значение для компании. Во вторую — 50-60% — менее важные специалисты, которые будут проводить в офисе 3-4 дня в неделю. При этом вы можете урезать их оклад на 20-40%. Наконец, к третьей категории будет относиться весь остальной персонал, чей доход и рабочее время вы можете сократить по максимуму».

Урезание собственной зарплаты

Никогда не заставляйте своих сотрудников делать то, к чему вы сами не готовы, призывает Унгербок. По мнению предпринимателя, в сложившейся ситуации руководители должны брать пример с бизнесменов, которые первыми отказались от своей зарплаты. Например, топ-менеджеры Disney Боб Айгер и Боб Чапек ранее заявили, что урезают свои оклады на 100% и 50% соответственно. На такой шаг они пошли, чтобы помочь корпорации, которая несет убытки из-за срыва производства кинофильмов и приостановки работы тематического парка развлечений. «Бессмысленно просить членов своей команды о жертве, если вы сами не готовы на такой поступок. Сократите свою зарплату, чтобы продемонстрировать приверженность своему курсу и близость к коллективу», — отмечает основатель Talk SHIFT.

Помощь государства

В текущих условиях правительства многих стран оказывают поддержку малому и среднему бизнесу. По этой причине, прежде чем увольнять сотрудников, выясните, на какие льготы и субсидии может рассчитывать ваше предприятие. Например, в России, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, правительство поддержит около 500 тыс. компаний. В первую очередь речь идет об организациях, наиболее пострадавших от последствий коронавируса. Для них основным условием для получения субсидий (в размере 12,1 тыс. рублей на одного сотрудника) является сохранение не менее 90% персонала. Кроме того, компании могут рассчитывать на льготные кредиты, налоговые послабления и отсрочки по выплатам административных штрафов.

Идеи со стороны

«В одиночку трудно решить сложную задачу, поэтому позвольте сотрудникам высказать свои идеи по поводу сокращения расходов. Возможно, в ходе обсуждения или мозгового штурма вы придете к неожиданному решению. Все, что вам сейчас нужно, — это мощная мозговая подпитка, которую могут обеспечить работники», — делится мнением Унгербок. При этом предприниматель советует быть готовым к каким угодно предложениям. Если чье-то мнение сначала покажется вам нелепым, не спешите от него отказываться — возможно, именно в нем кроется ценное зерно.

Увольнение без потери производительности

Если все-таки увольнения неизбежны, сокращайте персонал из третьей категории. Бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч считал, что ежегодное расставание с 10% сотрудников является естественным процессом. «Хотя это не самый лучший выход из ситуации, такой шаг выглядит более предпочтительным, нежели вам пришлось бы увольнять целые отделы. Кроме того, своим поступком вы подчеркнете, насколько цените оставшихся работников», — отмечает основатель Talk SHIFT.

Унгербок призывает руководителей приложить максимум усилий для того, чтобы избежать сокращений, и при этом поддержать сотрудников, позволив им, к примеру, больше времени работать удаленно или предоставив дополнительные льготы. По его словам, после пандемии каждую компанию будут оценивать по поступкам руководителей. Это означает, что у вас есть шанс зарекомендовать себя с лучшей стороны в глазах общественности.

Каковы наиболее точные методы подбора персонала