Ничего личного — только бизнес: почему босс не должен дружить со своими подчиненными
Топ-менеджер одной крупной американской компании Стивен Листон сказал однажды: «Самое трудное в моей работе — это борьба с горячим желанием быть покладистым».
Желание избегать конфликтов, оставаться хорошим всегда и для всех является самой распространенной ловушкой для большинства управленцев. Именно по этой причине хороший в своем деле специалист может оказаться абсолютно некомпетентным руководителем.
В формировании новых связей человек инстинктивно пытается сохранить дружелюбие. Плохое отношение к себе никто не любит. Поэтому нет ничего удивительного, что в таком конформистском порыве каждый из нас пытается всеми силами избегать конфликтов.
Говорить людям неприятные для них вещи нелегко. Вдвойне труднее, когда эти люди вам нравятся. Втройне — когда вы руководитель. Дополнительный урон вашей объективности могут нанести неконтролируемые эмоции, в том случае, например, когда вы испытываете к человеку жалость или сочувствие. Трудно уволить сотрудника, который то и дело упоминает о своей ипотеке, троих маленьких детях и неработающей жене.
Когда начальник вступает в дружеские или неформальные взаимоотношения с подчиненными, принцип управленческой вертикали если не исчезает вовсе, то претерпевает серьезные изменения. Если раньше в основе кадровой иерархии лежали уставные дисциплинарные мотивы, то сейчас главным является довольно условный и непостоянный аргумент взаимоуважения: «Я буду работать хорошо, потому что начальник — мой друг».
Если вы разрешите себе личные связи со своим персоналом, то рискуете лишиться действенных рычагов управления. С позиции дружбы это, может быть, и хорошо, а вот с позиции бизнеса — нет. Вам станет трудно принимать по необходимости жесткие решения относительно своих подчиненных, давать объективную оценку их деятельности или получать соответствующую обратную связь. Подобная ситуация сделает вас неэффективным менеджером и способна привести к негативным последствиям для бизнеса в долгосрочной перспективе.
Поэтому, прежде чем устанавливать с подчиненными дружеские отношения, спросите себя: «Если их производительность ухудшится, смогу ли я положить этому конец?». Другими словами, будете ли вы готовы пожертвовать личными отношениями, в том случае если они начнут мешать вам выполнять свою работу? От этого ответа и будет зависеть ваша управленческая стратегия.
В отношениях между друзьями на первом месте стоят общие интересы. В отношениях между руководителем и подчиненным прежде всего учитываются интересы фирмы. Именно поэтому босс, как человек представляющий фирму, не может оставаться другом для своих сотрудников. Ведь дружба, в отличие от служебных отношений, предполагает равенство. А последнее, в свою очередь, полностью исключает концепцию власти одного над другим.
Некоторые руководители используют личные связи как инструмент коммуникативного бартера. В этом случае взамен своей дружбы они ожидают от подчиненного дополнительную лояльность к работе. Если вы пытаетесь мотивировать своих людей личными связями, то будьте готовы, что в определенный момент вам придется выбирать между сохранением этих связей и улучшением показателей работы. В то время как первый вариант способен скомпрометировать результат деятельности предприятия, второй неизбежно приведет к тому, что один из «друзей» почувствует себя преданным. Рано или поздно вам, как руководителю, придется принимать дисциплинарные меры, критиковать, требовать, штрафовать или даже увольнять своих сотрудников. И тот, кто считал ваши отношения дружескими, примет подобные действия за личную обиду.
Описанное выше мнение вовсе не исключает какие-либо эмоции в отношениях между начальником и подчиненным. Руководитель — это не офисный диктатор, чьи действия лишены человечности, а речь заправлена императивами. Симпатия к сотруднику и контроль над ним, уважение и требовательность, привязанность и строгость могут уживаться вместе только тогда, когда осуществляются на фоне незыблемого служебного кодекса.
Одним словом, отношение босса к подчиненному — это парадокс. Ведь как еще назвать ситуацию, когда на одной чаше весов должны находиться забота и уважение, а на другой — контроль и строгость? Именно этот баланс и способен обеспечить эффективное управление персоналом. Вы можете проявлять доброту и понимание, но в конце концов все это не должно противоречить общим профессиональным целям. Отношения могут быть дружественными, но далекими от самого традиционного понимания слова «дружба».
Если приведенные аргументы кажутся вам неубедительными, то задайтесь вопросом: готовы ли вы обратиться к врачу, юристу или автомеханику, полагаясь исключительно на дружеские отношения с ним? Достаточна ли степень вашей близости с ним для того, чтобы игнорировать его профессиональные качества? Скорее всего, нет, особенно если вам понадобится врач. В первую очередь вы будете оценивать его квалификацию, независимо от того, знаете вы этого человека хорошо или видите впервые.
Менеджмент ничем не отличается. Он лучше всего функционирует, когда между сотрудниками существует взаимное уважение, понимание и отзывчивость, не противоречащие основной задаче — улучшить производительность предприятия. Если же в качестве главной цели вы выберете поддержание отношений со своими подчиненными, то непременно нанесете ущерб интересам компании.