Родион Махов
Родион Махов
25 ноября 2024

Вернутся ли на российский рынок иностранные бренды, покинувшие его

Уже как почти три года мы живем в условиях, когда отечественный рынок покинули бренды, столь привычные и полюбившиеся нашим гражданам. Хотя для некоторых компаний исход все же стал формальным и их продукцию мы можем найти на полках, например «Кока-колу», все же санкции внесли некоторые изменения в наши потребительские привычки. Но ввиду ряда изменений во внешней политике есть основания полагать, что скоро подобная изоляция прекратится, санкции спадут и мы вновь вернемся, увы, не в 2007 год, но во времена, когда не было необходимости приобретать турецкие аккаунты для того, чтобы пользоваться зарубежными сервисами.

Геополитическая ситуация

Все мы понимаем, что начало СВО изменило нашу жизнь и разделило ее на «до» и «после», но давайте сконцентрируемся именно на экономике в разрезе военной операции. Для многих компаний, в связи с мировой антироссийской повесткой, работать с РФ стало непрестижно, невозможно, но очень уж хочется, ведь 5 баксов есть 5 баксов — это одна из причин, по которой процветает параллельный импорт, ведь в бизнесе все куда менее принципиальны.

Многие крупные компании являются важными налогоплательщиками для своих стран. Покинув наш рынок, прибыли этих организаций упали, соответственно, уменьшились и поступления в казну конкретных государств. Уже понятно, что санкции рано или поздно спадут — не по всем фронтам, но уже сами бренды бьют тревогу из-за потери нашего рынка и ниши, которую они годами пытались занять.

Не стоит забывать и о победе на выборах в США Дональда Трампа, который в первую очередь является бизнесменом и осознает, что в мировой экономике все участники тесно связаны друг с другом и исключить из этой глобальной цепочки Россию просто невозможно, отчего хочется верить, что вскоре Запад будет действительно заинтересован в прекращении конфликта.

Вакуум на рынке

После ухода иностранных брендов с отечественного рынка образовался некий вакуум, который просуществовал недолго. Нишу автомобилей тут же подмяли китайцы, причем довольно успешно. Недавно в BMW и Volkswagen заявили о желании вернуться в Россию, что выглядит крайне комично ввиду той истерии, которую устроили бренды в момент ухода. Оказывается, подобный экономический самострел в колесо ногу был настоящим бизнес-преступлением, хотя тут более подходящим выражением может стать «бизнес-суицид».

Немцы это осознали и прямо заявляют, что существует риск полной потери нашего рынка, ведь сегодня китайцы, заместившие их бренды, не прекращают экспансию автомобильного сектора. Также стоит отметить, что характерной чертой России, а точнее наших граждан, была покупка именно премиальных автомобилей из сегмента немецких авто, и как ни странно, уход из великой и могучей сказался на европейцах не лучшим образом. Постараемся искренне удивиться этой очевидной и прогнозируемой закономерности.

Двусторонняя проблема

В санкционной истории потери несут все стороны. Не стоит обращать внимание на громкие речи политиков, на осуждающие бравады компаний в их социальных сетях, ведь в конечном итоге все будут решать цифры и показатели прибыли. Японцы и немцы открыли Окно Овертона, и уже в скором времени мы будем видеть все больше новостей о возвращении в Россию ранее крайне принципиальных, но любящих деньги компаний.

Но не всем найдется место

Будет интересно посмотреть на то, как ребята вроде McDonald’s и Starbucks будут снова возвращать рынок. Безусловно, это гиганты с именем. Конкурировать с ними сложно, но вряд ли «Вкусно и точка» захочет уступать свои площади и владения «американскому клоуну». Зияющая пустота на отечественном рынке оставалась таковой довольно недолго, а санкционные последствия в массмаркете ярче всего видны именно на ценниках товаров, которые по идее должны отсутствовать на полках. Не подумайте, что мы отрицаем всякое негативное санкционное влияние, увы, от этого страдает медицина, сферы, связанные с ИИ, софтом, отечественный импорт, да и бизнес в целом. Но, опираясь на последние новости, расширение блока БРИКС и общую мировую повестку, имеют место прогнозы о снятии в ближайшем будущем (хотя бы частично) экономической блокады.

Диалог с предпринимателем: какие особенности стоит учесть при выходе на международный рынок

Ждет ли Россию онлайн-изоляция, суверенный интернет и как это скажется на бизнесе