Родион Махов
Родион Махов
16 июня 2025

Антикризисное управление: как лидеры рынка пережили рецессию

Кризисы — неизбежная часть бизнес-цикла, и далеко не всем компаниям удается их пережить. Мы любим истории успеха, но порой гораздо интереснее проследить за чередой неудач и методами, которые помогли из них выбраться. Сегодня мы расскажем о компаниях, которые столкнулись с трудностями, преодолели их и вышли на новый уровень своего развития. Эти истории успеха построены не на везении, а на продуманных антикризисных стратегиях.

Ford и General Motors: два пути через кризис 2008 года

Когда в 2008 году мировой финансовый кризис обрушил авторынок, Ford и General Motors оказались в одинаково тяжелом положении. Но их стратегии выживания кардинально различались.

Ford, в отличие от конкурентов, еще в 2006–2007 годах запасся деньгами, взяв кредит в $23,6 млрд под залог активов. Это дало компании финансовую подушку, когда кризис ударил по всем. Вместо того чтобы просить помощи у государства, Ford начал жесткую оптимизацию: закрыл 14 заводов, уволил 30 тысяч сотрудников и продал непрофильные активы, включая Jaguar и Land Rover. Одновременно компания сделала ставку на экономичные модели вроде Focus и Fiesta, которые лучше подходили для кризисного спроса. В результате Ford не только избежал банкротства, но и первым из «Большой тройки» автопроизводителей вернулся к прибыльности уже в 2009 году.

General Motors пошла другим путем. Не сумев подготовиться заранее, компания в 2009 году объявила о крупнейшем в истории промышленности банкротстве. Правительство США влило $50 млрд, получив контроль над GM. В рамках реструктуризации компания закрыла убыточные бренды — Pontiac, Saturn и Hummer — и сосредоточилась на Chevrolet и Cadillac. Банкротство формально длилось всего 40 дней, но акционеры потеряли почти все вложения. Хотя GM выжила, этот кризис навсегда изменил ее структуру.

Samsung: радикальные меры во время азиатского кризиса 1997 года

В 1997 году Южная Корея пережила жесточайший финансовый кризис. Курс воны рухнул, компании массово банкротились, и Samsung — тогда еще не технологический гигант — оказался на грани краха.

Руководство приняло беспрецедентные меры. Было уволено 30% сотрудников, включая топ-менеджеров. Компания продала непрофильные активы, включая автомобильное подразделение Samsung Motors, которое досталось Renault. Все ресурсы были брошены на полупроводники и электронику — направления, которые в итоге сделали Samsung мировым лидером. Уже к 1999 году компания вернулась к прибыли, а к середине 2000-х стала одним из самых узнаваемых брендов в мире.

Lego: как возвращение к истокам спасло компанию

В начале 2000-х Lego переживала один из самых тяжелых периодов в своей истории. Убытки достигали $300 млн в год, а попытки диверсификации — тематические парки, компьютерные игры — только усугубляли ситуацию.

Кризис заставил компанию полностью пересмотреть стратегию. Lego закрыла убыточные направления и сократила ассортимент деталей с 13 тысяч до 7 тысяч, упростив производство. Вместо экспериментов компания вернулась к классическим конструкторам, но с новыми лицензиями — такими как Harry Potter и Star Wars. Уже к 2005 году Lego вышла в прибыль, а к 2015-му обогнала Mattel, став крупнейшим производителем игрушек в мире.

Delta Airlines: два кризиса — одна стратегия выживания

Авиакомпании особенно уязвимы во время экономических спадов, и Delta Airlines пережила два крупнейших кризиса — после терактов 11 сентября 2001 года и рецессии 2008 года.

В 2005 году компания объявила о банкротстве, используя его как инструмент реструктуризации. Были пересмотрены контракты, сокращены долги на $3 млрд. В 2008 году, когда кризис ударил повторно, Delta слилась с Northwest Airlines, создав крупнейшего в мире перевозчика. Это позволило сократить издержки за счет масштаба. Одновременно компания обновляла флот, выбирая более экономичные самолеты. В результате Delta не только выжила, но и стала одной из самых прибыльных авиакомпаний.

Marriott International: как пережить полную остановку туризма

Пандемия COVID-19 стала катастрофой для гостиничного бизнеса. Marriott в 2020 году столкнулась с падением выручки на 72%, квартальными убытками в $267 млн и обвалом акций на 50%. Ситуация казалась безнадежной — сеть, управлявшая 1,4 млн номеров по всему миру, внезапно оказалась с пустыми отелями.

Руководство приняло экстренные меры. Компания реструктурировала $6 млрд долга, договорившись с кредиторами об отсрочках платежей. Были проданы активы на $600 млн, включая часть недвижимости. Штат сократили на 17%, автоматизировали многие процессы и закрыли 150 нерентабельных отелей. Одновременно Marriott сделала ставку на внутренний туризм, активно продвигая локации для местных путешественников.

Эти решения дали результат: уже в 2022 году компания вернулась к доковидным показателям, а в 2023-м установила рекордную выручку в $23,7 млрд. Пандемийный кризис не разрушил бизнес, а заставил его стать эффективнее — сегодня Marriott контролирует 8% мирового гостиничного рынка.

Best Buy: победа над Amazon на его поле

В 2012 году будущее Best Buy выглядело мрачным. Акции ритейлера упали до $11 (минимум за десятилетие), выручка сокращалась, а эксперты предрекали судьбу обанкротившегося конкурента Circuit City. Казалось, что в эпоху Amazon традиционные магазины электроники обречены.

Однако уже через три года ситуация кардинально изменилась. Best Buy ввела политику «цена как у Amazon», гарантируя соответствие цен главному онлайн-конкуренту. Магазины превратили в сервисные центры с услугами установки, настройки и ремонта техники. Особый упор сделали на эксклюзивные партнерства — например, зоны Samsung Experience Shop с новинками, которых нет у интернет-продавцов.

Эта стратегия сработала: с 2012 по 2023 год акции Best Buy выросли в 10 раз, а компания сохранила статус крупнейшего офлайн-ритейлера электроники в США. Кризис не уничтожил бизнес, а заставил его найти уникальные преимущества, которые не смог скопировать даже Amazon.