Родион Махов
Родион Махов
7 июня 2024

Закрытие бизнеса через 5 стадий принятия

Бизнес — это, увы, не только истории успеха, прибыли и дружная команда. Это еще и разочарования, убытки и необходимость начинать с нуля. Как бы ни звучал этот оборот, обремененный тавтологией, но неудачи не делают вас неудачниками, это лишь часть жизни и уроки, которые необходимо вовремя усвоить. Вовремя — тут ключевое слово, ведь порой капитан, даже видя, что корабль уже не спасти и он вот-вот затонет, пытается вычерпать всю воду из затопленного трюма, да вот ведерко-то уже дырявое и без дна. Когда стоит остановиться, как понять, что ваш бизнес обречен, и через какие стадии проходят предприниматели при закрытии своего дела — разберем в нашей статье, и проиллюстрируем все через стадии принятия.

Отрицание

Уже около полугода бизнес демонстрирует отрицательный показатель прибыли, клиентопоток упал в полтора раза, а от финансовой «подушки безопасности» осталась одна наволочка. И до сих пор это лишь временное явление и трудности, которые вот-вот закончатся, хотя близкие и друзья уже открыто говорят, что данный проект, ввиду тех или иных обстоятельств, вряд ли сможет выжить и когда-нибудь выйти в плюс. Но они просто ничего не понимают, ведь так?

Гнев

Эти глупцы, что они себе позволяют? Да, возможно, появились долги, скоро нечем будет платить своим работникам, но как можно закрыть то, что стало результатом многолетнего труда, накопления опыта в различных компаниях схожего профиля? На этом этапе эмоции могут затмить разум предпринимателя, особенно если он занимается делом, которое искренне любит, или же человек просто неспособен мириться с поражениями. В этот момент цифры и показатели продаж должны стать тем грузом на весах объективности, который и склонит чашу весов в сторону трезвости, нежели гордыни и личных амбиций.

Торг

Обязательства давят все сильнее, былой оптимизм улетучился под тяжестью долгов, и где-то в глубине сознания зарождается мысль: быть может, действительно пора заканчивать? Тут же, чтобы компенсировать столь ничтожное вольнодумство, на смену трезвости приходит протест: а что дальше, неужели снова придется идти в найм? Или начать заново, но откуда взять деньги? А что, если действительно проще реанимировать нынешний бизнес, настроить процессы… Вы можете сколько угодно убеждать себя в том, что попробовать оживить то, что уже мертво, возможно, но, как мы писали выше, обратитесь к самым бескомпромиссным и неподкупным судьям — цифрам. Скорее всего, веры у вас поубавится.

Депрессия

Вот и спала завеса самообмана, и на ее место пришло осознание того, что дело последних лет, в которое было вложено столько сил и жизни, мертво. Нет желания что-то делать, впереди лишь юридическая процедура ликвидация бизнеса, закрытие счетов, прощание с командой, распродажа имущества и инвентаря, чтобы закрыть счета и отдать долги своим партнерам. С одной стороны, это самая нижняя точка эмоционального дна, но, как ни странно, находиться здесь гораздо лучше, нежели в плену ложных доводов о мнимом успехе и неге фальшивых надежд.

Принятие

Да, хоть и было приложено немало усилий, но не все складывается так, как мы планируем. Возможно, не было проведено исследование рынка и целевой аудитории, допущены ошибки с выбором места, линейкой товаров, а быть может, конкретный бизнес и вовсе оказался чужд конкретной локации и ее жителям. Но этот опыт — не тотальное поражение, а неудача на пути к успеху. Подобные уроки важны и могут быть трансформированы в по-настоящему ценные знания, которые станут опорой в будущих начинаниях. Самое главное — вовремя признать, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш проект потерпел неудачу и пришло время его закрывать. В противном случае есть риск попасть в серьезную финансовую кабалу, потерять доверие не только партнеров, но и окружающих вас людей в тщетных попытках остаться владельцем «процветающей» компании.