6 недостатков, которые тормозят развитие лидерских качеств
Лидерство — это навык, который необходимо развивать и улучшать, ведь это такое же умение, которое требует прокачки. Но человеку свойственно ошибаться, и, выстраивая свою линию поведения как руководителя, есть риск допустить ряд ошибок, которые могут негативно сказаться на рабочем процессе. Лидер несет ответственность перед своим коллективом, командой, отчего на его сильную фигуру не должна падать тень некомпетентного управленца. Все мы не идеальны, но сегодня можем стать чуточку лучше, избавив себя от следующих ошибок в руководстве.
Недоверие к сотрудникам
Зачастую руководитель просто не может поверить в то, что подчиненные могут работать так же эффективно, как он сам. Подобное заблуждение может привести тотальному контролю и полному недоверию, что в свою очередь негативно сказывается на командном духе. Все же лидер — это не надсмотрщик с кнутом, а человек, который должен направить команду в нужном направлении. Важно понимать, что данный сотрудник находится на своем рабочем месте не просто так, а ввиду наличия у него необходимых навыков и компетенций. Не контролируйте микропроцессы, дайте своим людям необходимую свободу. Да, периодически курировать ход работы необходимо, но это действие, скорее, направлено на коррекцию и поддержку необходимого прогресса в рабочей деятельности.
Быть на связи 24/7
С одной стороны, это связано с желанием быть на 100% вовлеченным в рабочий процесс и боязнью в процессе упустить ключевую деталь, но все же такой подход имеет больше минусов, чем плюсов. Во-первых, это приводит к переутомлению самого руководителя, состоянию постоянного стресса и нервозности, если он не связался в привычный отрезок времени со своим подчиненным. Во-вторых, такой ритм работы вызывает высокий уровень тревоги уже у самих сотрудников, ведь каждый потенциальный звонок может быть от шефа, который с долей вероятности будет чем-то недоволен. Из-за этого падает общая эффективность, работа делается в спешке, что очевидно сказывается не лучшим образом на эмоциональном состоянии коллектива. Да, должны присутствовать точки контроля, но пусть это будут запланированные звонки или же неожиданные, но не регулярные созвоны.
Игнорирование прогресса
Самая большая угроза для бизнеса — статичность и полное отсутствие инноваций. Можно оседлать волну трендов, перескакивая с одной на другую или же плыть по размеренной глади стабильности, но в этом случае есть риск неприятно удивиться, обнаружив свою компанию абсолютно неконкурентноспособной. Лучшее, что вы можете сделать для команды и бизнеса в качестве лидера, — это привлекать новые технологии в работу, искать иные каналы связи с аудиторией, учитывать пожелания и отзывы клиентов в отношении модернизации и развития компании. Изучайте опыт конкурентов, следите за новинками, не игнорируйте предложения сотрудников компании, которые могут послужить толчком к росту и развитию.
Желание всем нравиться
Каждый из нас желает понравиться окружающим, получить одобрение коллег и близких. Но излишнее желание вызвать положительный отклик в сердцах подчиненных может негативно сказаться на образе сильного и беспристрастного лидера, нарушить деловые коммуникации. Распространенная ошибка среди молодых управленцев — принимать популярные решения, которые будут одобрены коллегами. Но как раз роль руководителя и важнейшее его качество — это умение принимать правильные решения, которые зачастую бывают крайне непопулярными. Всем нравиться и тянуть бизнес вниз или же стать неоднозначной фигурой для сотрудников, но быть уверенным, что ваши решения обеспечат рост компании и позволят сохранить рабочие места? Кажется, выбор очевиден. В любом случае сотрудники ценят силу и жесткость (хоть в этом и не признаются), отчего даже принятие непопулярных решений может повысить в их глазах статусность руководителя. В деловом мире есть отличная фраза: «Не переживайте о том, что стали чьим-то другом, прежде чем стать их боссом». Ваша позиция должна быть тверда при любых раскладах, поэтому принимайте рациональные, а не популистские решения.
Рабочее лицемерие
Будьте честным и открытым руководителем, подавайте пример своим сотрудникам и всегда действуйте, исходя из данных обещаний и выверенной линии поведения. Хотите, чтобы сотрудники вас уважали? Платите им той же монетой. Соблюдали рабочий график и в срок выполняли работу? Будьте не менее компетентным и обязательным. Хороший лидер должен быть честен, откровенно говорить со своими сотрудниками, не имеет права небрежно отзываться о своих подчиненных в присутствии других коллег. Задав высокие стандарты в работе, в первую очередь сами будьте примером. Не стоит вести себя, будто вы лучше, чем члены вашего коллектива, оставайтесь уважительным, а если в чьей-то работе были замечены ошибки, то честно и откровенно поговорите об этом. Не бойтесь оголять и свои огрехи — ведь благодаря этому вы скорее откроетесь как сильный лидер. Будьте «настоящим», говорите об общих победах и неудачах, держитесь ближе к своему коллективу, и коллеги отплатят уважением и признанием.
Отсутствие четких целей
Хороший лидер в первую очередь направляет команду, а как можно вести за собой людей, если нет четкой конечной цели? Необходимо донести до сотрудников задачи, важность конкретного проекта и результаты, которые по итогу должны быть достигнуты. Проговорите функционал общий и каждого сотрудника в отдельности. Индивидуальная ответственность увеличивает эффективность работы и дает четкое понимание, к чему должен стремиться каждый сотрудник. Не стоит винить подчиненного, если он выполнил свою работу, но результат не совпал с вашими ожиданиями ввиду отсутствия четких инструкций.