Существует заблуждение, что мерч — вещи, которые носят исключительно сотрудники компании с целью популяризации бренда. Это не совсем так: при грамотном подходе к его созданию он способен стать эффективным инструментом ненавязчивого продвижения бизнеса, который охотно будут покупать лояльные клиенты и новая аудитория, принося вам прибыль и повышая узнаваемость. Самое главное — подойти к созданию мерча с умом. Как это сделать — будем обсуждать сегодня, а также рассмотрим варианты удачных решений от известных брендов.
Что такое мерч и как он работает
Мерчем называют любые вещи, на которые наносится символика бренда — логотип, корпоративные цвета, шрифты, благодаря которым одежда, аксессуары, обувь и другие предметы могут стать носителями фирменного стиля компании и инструментом маркетинга.
Качественный мерч решает большое количество задач:
- Повышает узнаваемость бренда — им могут пользоваться сотрудники, клиенты компании и просто сторонние потребители, которым вещь понравилась с точки зрения визуала или функционала.
- Становится инструментом продвижения и привлечения внимания — классный мерч вызывает интерес аудитории и даже становится аргументом в пользу знакомства с продукцией, которую производит бренд.
- Приносит дополнительную прибыль — некоторые компании реализуют брендированную продукцию на платной основе, а лояльные клиенты ее с удовольствием приобретают, если она действительно полезная.
- Повышает лояльность — часто организации дарят мерч своим постоянным потребителям в качестве благодарности за пользование услугами или регулярные покупки. Это создает для клиентов дополнительный позитивный опыт взаимодействия с брендом.
Такая продукция может быть создана компанией самостоятельно или в тандеме с партнером, например с другой организацией, с которой совпадают ценности и цели, — это формат коллаборации.
Основные способы распространения мерча
- Как сувениры и подарки на мероприятиях, праздниках или для постоянных клиентов бренда. Например, заказывая карту банка, потребитель получает блокнот в подарок.
- Продвигать через инфлюэнсеров, которые будут презентовать продукцию в своих социальных сетях, формируя интерес к компании и конкретным изделиям.
- Продавать на сайте или в отдельном магазине — тоже удачный вариант, особенно если качество продукции находится на высоком уровне. Лояльные потребители с удовольствием покупают брендированную одежду (худи, футболки), аксессуары (бутылки для воды, блокноты, ручки) для постоянного использования.
- Среди сотрудников компании, тогда мерч становится элементом корпоративной одежды команды.
- Выпускать как лимитированную коллекцию к определенному мероприятию и реализовывать исключительно в рамках данного события — это даст ощущение, что владельцы брендированной продукции являются частью отдельного комьюнити, объединенного общей темой.
Среди примеров актуального мерча — картхолдер от банка «Тинькофф», который какое-то время назад в качестве подарка предлагали клиентам вместе с картой. Преимущества такого решения очевидны — потребитель получает сопутствующий товар с простым и лаконичным дизайном, которым может пользоваться на постоянной основе.
Есть у этого же банка примеры платного мерча — так, на их сайте можно найти позиции с фирменными логотипом и цветами, например футболку «Бычить будешь у себя на рынке», кольцо «Шипы», вещи, созданные в коллаборации с Сергеем Орловым, — шоперы, футболки, кепки. Или капибару в одежде с фирменным принтом бренда — трендовая игрушка для детей и взрослых.
Другой пример — худи в красном и черном цветах с надписью «Для умных и свободных» и небольшим логотипом бренда от Альфа-банка. Ненавязчивая отсылка к компании в фирменных оттенках.
Креативный мерч можно найти в коллаборации РБК и SlovoDna, проекта дизайнера Кирилла Караваева, — допустим, футболку с надписью «Допиздержки», «kRIPta», худи «РБК — это про бизнес». Позиции объединяют юмор и креатив, усиливающий участников тандема.
Еще один интересный пример продукции с ретронотой — духи от «Союзмультфильма» и парфюмерного бренда Biblioteka Aromatov, выпущенные к 85-летнему юбилею студии. «Бременские музыканты», «Ну, погоди!», «Винни-Пух» и другие позиции отсылают к воспоминанием детства.
Как создать мерч, который будет работать
Шаг первый — определиться, для кого вы хотите его сделать и какие задачи он должен решить: кто станет целевой аудиторией продукции — сотрудники или клиенты, хотите вы продавать продукцию или раздавать в качестве подарков, можно будет ее приобрести на постоянной основе или это ограниченная коллекция.
Шаг второй — определите, какие позиции выпускать. Важно совместить два компонента — креативная подача и польза для потребителя. Маловероятно, что клиенты порадуются бесполезным вещам, поэтому продукцию стоит делать действительно функциональной. Кроме того, будет здорово, если мерч окажется созвучен ценностям и смыслам, которые транслирует бренд: например, если вы — социально ответственный бизнес, который поддерживает осознанное потребление, удобные шоперы в стильном дизайне — неплохая идея. Бутылки для воды, термокружки, худи, скетчбуки — подумайте, что людям пригодится в повседневной жизни.
Шаг третий — подключайте креатив, потому что просто наличие слогана или логотипа на вещах вряд ли зацепит потребителей. Кроме того, используйте принцип кастомизации, если есть возможность. Например, предложите клиентам выбрать цвет, надпись для изделия, которое он приобретает.
Шаг четвертый — делайте мерч узнаваемым и ярким и не экономьте на качестве. Потребители используют только ту продукцию, которая подчеркивает их индивидуальность и долго сохраняет свой первоначальный вид. Если нет возможности вложить средства в продукцию достойного уровня, отложите идею до лучших времен, чтобы не слить деньги впустую.