Почему TikTok обрел такую популярность у молодых людей — объясняет эксперт по соцсетям
Социальная сеть TikTok стала вторым по популярности приложением мира в 2019 году, а в 2020 заняла первое место по количеству скачиваний. Ажиотаж вокруг нее спровоцировал даже очередной геополитический пинг-понг: в Индии приложение запретили, а недавний указ Дональда Трампа накладывает вето на использование TikTok в США, в результате чего китайская компания подала в суд на администрацию американского президента.
Доцент кафедры политологии и анализа социальных данных Пенсильванского университета Кевин Мангер решил разобраться в том, что делает TikTok уникальным, и почему данная соцсеть привлекает в первую очередь молодых людей. И несмотря на инфантильность первоначального применения TikTok и его сугубо развлекательный инструментарий, сейчас данная платформа стала для молодых людей, в том числе, и местом политических высказываний. Хотя, возможно, именно это и должно было произойти в пространстве, свободном от взрослой аудитории.
Как это работает
Публикация в TikTok — это видеоролик хронометражем от 3 до 60 секунд, который воспроизводится циклично по завершению. Приложение предлагает широкий спектр опций для обработки видео, включая настройки по монтажу, библиотеку фильтров (по аналогии с фильтрами Instagram), коллекцию аудиофайлов в качестве потенциального саундтрека. Впрочем, пользователь имеет возможность загружать собственные звуковые эффекты или музыку со своего устройства.
Как только вы заходите в приложение, видеоролик в «ленте» включается автоматически. Содержимое «ленты» формируется на основе алгоритмов рекомендации TikTok. Чтобы перейти к следующему видео, пользователю необходимо провести по экрану вверх.
Что делает TikTok уникальным
По словам Мангера, уникальность TikTok становится очевидной после сравнения его с другими платформами. «Как и YouTube, TikTok полностью состоит из видеоконтента, — пишет Мангер. — Как в Facebook и Twitter, основной способ потребления этого контента — навигация по ленте из коротких и легкоусвояемых сообщений».
При этом доцент отмечает, что потребление контента в TikTok осуществляется без построения личных коммуникаций через «друзей» или «подписчиков». Здесь работает система рекомендаций, что делает платформу похожей на Netflix. А от Instagram TikTok перенял другую, актуальную на сегодня особенность: полное взаимодействие с соцсетью возможно только на мобильных устройствах, что, помимо прочего, поспособствовало притяжению именно молодой аудитории.
Сравнивая TikTok с другими площадками, Мангер указывает на ключевую особенность TikTok: приложение сочетает в себе характеристики каждой популярной сегодня платформы. В результате получился уникальный способ передачи и потребления информации, который, судя по всему, и наделил TikTok такой популярностью.
Плотность информации
По словам Мангера, сочетание «ленты» и видеоконтента делает TikTok особенно информативным. Каждый видеоролик насыщен событиями, а TikTok — это нескончаемый поток таких роликов.
В отличие от текста, видео передает сообщение двумя путями одновременно: эксплицитно — через слова, которые произносит герой ролика или размещает на экране; имплицитно — через социальные сигналы, такие как одежда, прическа, музыка.
На фоне TikTok, по мнению ученого, другие платформы начинают казаться медленными, даже такие популярные сервисы, как YouTube или Twitter. Молодые люди, как правило, предпочитают интенсивную и броскую информацию, а потому TikTok оказался для них оптимальным вариантом.
YouTube создает сервис коротких видео. Он может стать конкурентом TikTok
Выгоды для авторов
Мангер отмечает, что изначальная заточенность под мобильные устройства сформировала возрастной пул аудитории TikTok. И раз соцсеть представлена в основном молодыми людьми, это делает ее наиболее релевантной для определенного вида контента.
То есть, выкладывая ролик в TikTok, можно с большей уверенностью предугадать его популярность, поскольку здесь собран гораздо менее разнородный контент, чем на других платформах. К тому же функционал TikTok поощряет вертикальную съемку, присущую смартфонам, что добавляет мобильности при производстве контента.