Маркетинг
06 января, 2021

Музыка в барах и ресторанах: как обстоят дела с авторскими правами и какими могут быть последствия

Эксперты рассказали нам, чем чревато неправомерное использование музыки в коммерческих целях и как решить эту проблему без вмешательства правообладателей.

Фоновая музыка владельцами современных заведений нередко используется как один из инструментов фирменного стиля. Хорошая композиция в зале может сформировать приятное впечатление ровно в той же мере, в какой плохая негативное. Но как обстоят дела с правами на интеллектуальную собственность? Ведь есть большая разница между тем, чтобы скачивать песни для личного прослушивания или использовать музыкальный контент для озвучивания коммерческого пространства. Мы поговорили с интерим-менеджером фудтех- и ресторанных проектов Анной Поповой и основателем музыкального сервиса DeloZvuka Антоном Диканским и узнали, чем чревато неправомерное использование музыки в своих заведениях и как решить эту проблему без вмешательства правообладателей.

Зачем вообще заморачиваться — скачал альбом и поставил

По заверению специалистов, такого метода на сегодняшний день придерживаются все меньше заведений. «Сейчас абсолютное большинство коммерческих и общественных пространств приобретают права на коммерческое использование и публичное исполнение музыкального контента», утверждает Анна Попова.

При этом интерим-менеджер отмечает: неправомерное использование треков может обернуться серьезными последствиями. При выявлении нарушения владелец заведения или пространства получает предписание о необходимости организовать трансляцию музыкального контента в соответствии с законодательством. А если в ответ на это нарушитель не предпринимает необходимых действий (не заключает договор с РАО и ВОИС), то при повторной проверке владельцу заведения выписывают штраф от 100 тысяч рублей в зависимости от каждого конкретного случая.

А кто проверяет?

В России имущественными правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм, в частности правами на публичное исполнение, занимаются РАО и ВОИС. Кроме того, защищают права правообладателей и юридические отделы крупных правообладателей, а также другие общества по управлению правами на коллективной основе. Подобные организации обладают всеми необходимыми полномочиями для отстаивания интересов музыкантов в суде. Впрочем, правообладатель всегда может отстоять свои интересы и самостоятельно, без посредников.

И как быть, звонить Билли Айлиш напрямую?

По словам Антона Диканского, в интернете существует множество источников музыкального контента с «открытыми» правами, не требующими выплат правообладателям (CC0 License, Public Domain). При этом глава DeloZvuka отмечает, что зачастую это контент низкого качества и только за редким исключением применим для фонового озвучивания коммерческих пространств.

«Исключением, казалось бы, может быть случай, когда правообладатель сам выкладывает свой контент в сеть, говорит Антон. Так, например, поступили Radiohead со своим альбомом In Rainbows в 2007 году». Но даже в этой ситуации, считает эксперт, при использовании данной записи предприниматель не будет защищен от иска за ее коммерческое использование и все равно может подвергнуться штрафам. Причина этому проста: Radiohead поделились копией своего альбома с фанатами для их личного использования, но не предоставляли при этом права для коммерческого применения и на публичное исполнение.

Допускается использовать генеративный контент (созданный с применением технологий искусственного интеллекта) с лицензиями для реализации в коммерческих пространствах. «У нас есть партнеры, которые добились больших успехов на этом пути, говорит Диканский. Такой контент вполне уместен для мест без ярко выраженной музыкальной составляющей. Но и в этом случае вам придется выплачивать роялти сервису, производящему подобный контент».

Если же музыка не является дополнением к концепции, а носит утилитарный характер, то здесь специалист рекомендует приобретать (специализированный для фонового озвучивания) контент с предоставлением полного состава прав. Такой контент в России известен как авторский в этом случае оплата производится не в РАО и ВОИС, а напрямую правообладателям через музыкальный сервис.

Главное понимать, отмечает Антон, что любой более или менее качественный материал всегда защищен правами. И чем выше качество, тем дороже контент. При этом остается важным и то, в какую форму это качество заключено, кто занимается селекцией и насколько проработана музыкальная концепция пространства. В то же время специалист призывает обращать внимание на то, обладает ли сервис полным набором прав на обеспечение своей деятельности. То есть, помимо договоров на публичное исполнение РАО и ВОИС, у сервиса должны быть и права на использование интеллектуальной собственности правообладателей.

Как отмечает основатель DeloZvuka, использование музыкального контента в качестве маркетингового инструмента создает дополнительную стоимость в продажах, концепции и бренде, что в итоге в разы перекрывает затраты на лицензирование. «Тогда довольны все: расходы бизнеса окупаются, а музыканты получают отчисления и продолжают радовать нас новой музыкой», говорит основатель DeloZvuka.

Как организовать концертный тур, если вы начинающий музыкант


ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: