Как провести анализ рынка и сделать ваш бизнес еще более эффективным
Анализ рынка — это оценка конкретной отрасли, ее перспектив и возможностей размещения своих товаров или услуг. Это исследование позволит вам снизить риски и найти лучшее обоснование бизнес-решений, к которым вы планируете прибегнуть для достижения финансовых целей.
Данный метод позволит самостоятельно провести как минимум первичную оценку и сформировать представление о наполненности ниши и целевой аудитории. Для этого вам нужно лишь выполнить ряд действий, о которых мы расскажем ниже.
Что включает в себя анализ рынка
- Кто мои потенциальные клиенты?
- Какие потребительские привычки характерны для моих клиентов?
- Насколько объемен мой целевой рынок ?
- Какое количество людей готовы платить за мой продукт?
- Кто является моим основным конкурентом?
- Каковы сильные и слабые стороны моих конкурентов ?
Преимущества анализа рынка:
Маркетинговый анализ поможет снизить риски и найти актуальные тенденции рынка, а также выявить потребности покупателей, порой даже неочевидные.
Если вы только начинаете свое дело, важно понимать, что такое исследование может оградить вас от возможной ошибки. Порой перспективная, на первый взгляд, идея на деле оказывается провальным проектом, и бизнесмен теряет большие суммы, а еще хуже — влезает в долги. Также вы сможете оказать точечные услуги или же подобрать ту продукцию, которую конкуренты не в состоянии предложить. Бывает, что компании-соперники и вовсе не знают о заинтересованности клиентов в определенных товарах или услугах. Это окно возможностей в виде потребности покупателя вы и должны использовать.
Если это не первый ваш проект, то данная аналитика поможет выявить некоторые системные ошибки, которые вы ранее допускали в управлении своим бизнесом. Кроме того, мониторинг на регулярной основе даст возможность наладить и автоматизировать все процессы.
Недостатки анализа рынка:
Если при анализе рынка вы прибегнете к помощи специализированного агентства, это может вылиться в немалую сумму.
Стоит также учитывать, что маркетинговый анализ занимает немало времени, если вы включите в перечень оказываемых вам услуг опросы ЦА (целевой аудитории). Сроки могут увеличиваться в зависимости от того, будет ли исследование узким или всеобъемлющим.
Способ, предлагаемый нами, не требует колоссальных затрат и большого количества времени, но помните: если вы планируете вложить значительную сумму в расширение или открытие бизнеса, обязательно исследуйте рынок максимально подробно и досконально.
5 шагов для проведения анализа рынка
1. Знайте свою цель. Вы должны понимать, ради чего проводите анализ. Это может быть открытие бизнеса, расширение компании или же производственная линейка для удовлетворения возникшего спроса. В этом случае вы будете четко понимать, в каком направлении вам предстоит проводить изучение рынка, спроса и желаний потребителя.
2. Изучите, в каком состоянии находится конкретная отрасль. Проанализируйте состояние отрасли в вашем регионе: насколько силен спрос, есть ли соответствующее ему предложение. Если рынок переполнен, вы можете столкнуться с сильными конкурентами, которые монополизировали нишу. Если же спроса нет совсем, то с большой вероятностью в ваших услугах население не нуждается.
3. Составьте образ своей ЦА. Чтобы правильно позиционировать свой бренд и знать, как правильно его продвигать, вы должны понимать свою целевую аудиторию. В зависимости от пола или возраста будут меняться и методы воздействия, способы распространения информации. Зачастую от этих данных зависит и место открытия первой или новой точки. Обращайте внимание на такие факторы, как:
- Пол;
- Возраст;
- Количество представителей определенной группы в месте размещения вашего филиала;
- Род деятельности людей в определенном районе/ городе/ регионе;
- Образование;
- Потребности, которые необходимо закрыть (на это может повлиять география населенного пункта);
- Сфера интересов.
В ходе исследования вы должны создать максимально проработанный образ вашего потенциального потребителя, а затем и облик идеального клиента.
4. Изучите своих конкурентов. Для достижения успеха вы должны знать своего бизнес-оппонента не хуже, чем клиента. Изучите цены, подход работы, поставщиков, позиционирование бренда. Узнайте, чем они лучше вас и как этот разрыв можно преодолеть. Ваши отличительные качества могут стать преимуществами вашего бизнеса.
5. Проанализируйте себя. Вам необходимо знать и понимать тенденции развития вашего предприятия. Это необходимо сделать для того, чтобы нивелировать все недостатки в вашей бизнес-системе. При анализе обратите внимание на то:
- каков темп роста отрасли в целом по стране и в вашей компании;
- какую долю рынка в рамках определенной локации занимает или может занять ваша компания;
- растет, стагнирует или падает спрос;
- есть ли реальные пути развития и перспективы роста;
Детальный анализ займет у вас от пары часов до нескольких дней, но эти усилия смогут уберечь вас от ошибки и помогут избежать мира иллюзий, в котором склонны жить многие начинающие предприниматели.