Грамотная работа с аналитикой локации как двигатель продаж: 7 возможностей современных геомаркетинговых систем
Около 80% данных любой компании содержат в себе географическую составляющую. Логистика – далеко не единственная сфера, в которой может быть полезна информация о конкретной местности. Вместе со SmartLoc выясняем, что такое геомаркетинг, что умеют современные инструменты аналитики и почему они необходимы бизнесу, занимающемуся продажами.
Что такое геомаркетинг и для чего он нужен
Геомаркетинг – анализ пространственных маркетинговых данных, локализованных в пространстве. Он объединяет в себе методики классического маркетинга с географическими подходами: геоинформационный анализ и моделирование.
В геомаркетинге есть классификация методов, определяющая сферу их использования:
- базовые — визуализация. Этот метод достаточно наглядный, поскольку одна карта может сказать гораздо больше, чем сотни таблиц. Здесь используется простейший географический анализ. На карте размещаются результаты соцопросов, места замеров трафика покупателей и другие показатели, позволяющие провести визуальный анализ статистики конкретных торговых точек, а также сделать выводы и сформировать необходимые гипотезы. Основная сложность подобных работ видится в грамотной оценке полученных данных и их обработке;
- расширенные – геоанализ. Он позволяет не просто смотреть на карту, но и считать по ней показатели, выделять закономерности. С помощью этих методов выстраиваются статистические показатели вроде полей плотности населения, зоны пешеходной и автомобильной доступности. Для работы с ними требуются особые практические навыки в геоинформационных сервисах;
- продвинутые — комбинация разных моделей. В этой категории применяются практически все возможности геоинформационных систем и сервисов. Они дополняются математическим анализом вкупе с изучением объекта исследования, построением мультимодальных графов для анализа доступности точек на разных видах транспорта, реализацией моделей потребительского поведения, изучением зон охвата и других критериев. Помимо этого, все эти инструменты решают вопросы по оптимизации сетевой инфраструктуры для крупных компаний.
Что касается детальных данных о размещении населения и потоках трафика – это системы и компании, занимающиеся сбором, анализом и визуализацией данных о социально-экономических, половозрастных и прочих показателях жителей конкретных районов в текущий и предыдущие временные периоды.
В базах данных этих платформ хранятся сведения о конкурентах по нише, итогах переписи населения, списки абонентов сотовых операторов, информация о стоимости недвижимости, поисковые запросы и другое. Благодаря этому бизнес может узнать, в каких местах сконцентрирована его целевая аудитория, и в каких источниках наблюдается наиболее высокий уровень продаж.
Узнать больше о геомаркетинговых платформах
Возможности геомаркетинга
Геомаркетинг крайне полезен для ритейла, так как позволяет:
1) определить численность населения. Современные сервисы геомаркетинга, вроде SmartLoc Retail, дают возможность понять, сколько фактических и потенциальных клиентов проживает в конкретной местности с точностью до дома. В базе данных содержится информация обо всех городах России и ближнего зарубежья;
2) отследить уровень пешеходного и автомобильного трафика. Это необходимо для анализа проходимости определенной торговой точки. На основании этих данных можно скорректировать маркетинговую и PR-стратегию для повышения уровня продаж. Информацию можно систематизировать по разным уровням детализации (пол, возраст, уровень дохода по величине чека) для различной глубины проводимого исследования;
3) провести анализ зон обслуживания. Чтобы определить, насколько конкретный офис продаж удобен для клиентов в контексте пешеходной и транспортной доступности, используются алгоритмы. Они анализируют транспортную сеть с учетом ее загруженности и позволяют определить границу зоны доступности или доставки. Характеристики зоны обслуживания показывают объем и состав аудитории. Так, например, студенты формируют одну целевую группу, молодые семьи другую, а пенсионеры – третью. Необходимо понять, какие конкретно люди и в каком количестве представляют каждую из групп, чтобы бизнес мог ориентировать свои услуги и товары на его целевую аудиторию;
4) оценить аудиторию. Геоинформационные сервисы позволяют определять численность населения в конкретной местности, собирать данные о новостройках, чтобы оценить потенциал возможного прироста клиентов и разделить их по уровню дохода. Все это необходимо для более точечной и эффективной коммуникации (создания стимулирующих акций и ведения ценовой политики);
5) изучить арендные предложения. Если бизнесу требуется расширение в конкретном районе, сервис SmartLoc помогает в этом. Он позволяет найти и оценить помещения, их привлекательность и уровень проходимости в одном интерфейсе с другими аналитическими инструментами;
6) создать прогноз товарооборота. Клиент благодаря ему может понять, какой у него будет доход в данном месте, и оценить эффективность бизнеса с учетом других факторов. Этот критерий является ключевым и понятным при выборе локаций. Такие модели обычно создаются на основе анализа текущих объектов клиента, чтобы понять ключевые факторы успеха с помощью математических и других методов. Для этого в сервисах SmartLoc используются методы пространственного анализа и алгоритмы ИИ;
7) провести изучение конкурентов. Для создания уникального торгового предложения и коррекции ценовой политики необходим мониторинг ниши. В этом могут помочь визуализация размещения точек продаж конкурентов, определение зон обслуживания и изучение уровня насыщенности местного рынка.