Студия Red Barn и бизнес-журнал Hussle.ru выпускают совместный проект — подкаст Hussle. В каждом выпуске мы будем говорить о новостях из мира бизнеса, управления и финансов, разбираться в самых актуальных и важных событиях, анализировать тренды и тенденции, выявлять лучшие практики и делиться опытом успешных предпринимателей и руководителей на территории России.
Расскажем, как начать свое дело с нуля, привлекать клиентов, продвигать свой бренд, управлять финансами, и обсудим многое другое. Сегодня мы поговорим о геймификации: что это такое, где и как ее используют, кому она может помочь и нужна ли вашей компании, — все это мы обсудим с представителями Seven winds studiо: директором Александром Черняком, исполнительным директором Егором Овчинниковым и производственным директором Константином Травкиным.
Расскажите, что стоит понимать под геймификацией, что это такое?
В наши дни геймификация вобрала большое количество функций. Она может включать в себя как игровое обучение и промо игры, но прежде всего это инструмент, который добавляет игровые механики в повседневные рабочие процессы.
Выходит, это не только бизнес-приложения, но и способ улучшения коммуникаций между сотрудниками внутри компании?
Любая игра — это решение какой-либо задачи, и если внести в рабочий процесс игровые механики, приукрасить его, то коммуникации и процесс решения любых вопросов становится более интересным и эффективным.
Я слышал, что есть игровое обучение, например, виртуальный тренажер в автошколе. А чем геймификация отличается от игрового обучения? Это одно и то же или же есть какие-то различия?
В последние годы этот термин звучит так часто, что вобрал в себя и игровое обучение. Важно понимать, что обучение в таком формате подразумевает обязательное помещение человека в среду, где идет процесс познания с помощью игровых элементов. Но сама геймификация не всегда подразумевает под собой элементы игры, а если говорить о вождении, то это, скорее, симуляция процесса и реальных условий.
Для чего геймификация нужна бизнесу, какие направления в работе она может охватить?
Геймификация может быть направлена как на сотрудников компании, так и на ее клиентов, и возможны разные случаи применения: где-то мы мотивируем совершить покупку, в других случаях — выполнять сотрудника свою работу более тщательно. В целом, этот инструмент можно применить как угодно, все зависит от фантазии, мы можем встроить его в те сферы, которые нуждаются в улучшении.
Всем ли бизнесам нужна геймификация?
Скажем так, если вы хотите заняться производством покрышек, то для начала вам необходимо организовать и наладить производство, а затем, уже разобрав бизнес-процессы внутри компании, заняться вопросом интеграции нашего продукта. Если говорить о направлении В2С, то я бы очень рекомендовал узнать о тех возможностях, которые сегодня предлагает геймификация.
Давайте разберем один из ваши кейсов, который наглядно покажет, как геймификация помогла наладить какой-либо бизнес-процесс.
Отлично подойдет кейс по одной из лотерей. Это компания-монополист на рынке РФ, но в один день онлайн-маркеты удалили их официальное приложение из своего магазина по причине несоблюдения правил площадки. Тут же начали появляться клоны, сторонние приложения, и было необходимо принять меры в кратчайшие сроки. Они (представители компании) обратились к нам, и мы разработали приложение, в котором были новости компании, информация о победителях и правилах проведения лотереи, но не было самих продаж, вместо этого пользователи могли поиграть в мини-игры, которые являлись механиками для удержания внимания и интереса. Задача приложения — информирование, а геймификация была направлена на удержание пользователей в приложении.
А насколько компаниям нужен такой продукт в глобальном смысле? Например, кому нужен сложный проект с полноценной игровой системой, а кому будет хватать и простого приложения?
Важно понимать, что у нас не стоит задачи подарить пользователю уникальный игровой опыт. Мы стараемся его отвлечь, вовлечь и не забирать все его время. Так как геймификация — это инструмент для бизнеса, бюджеты на него всегда будут ограничены, поэтому не стоит разворачивать что-то большое и уникальное, так как это будет очень дорого. Лучше использовать известные механики, которые мы можем дать пользователю, и он получит положительные эмоции.
Стоит упомянуть, что в геймификации может и не присутствовать геймплей вовсе, например, пользователю необходимо совершить 10 покупок, чтобы перейти на следующий уровень, который даст определенные бонусы. Даже доска почета, квартальные премии — это элементы геймификации.
Хочется еще немного копнуть в этот процесс. Были ли у вашей компании кейсы, в которых стояла задача создать приложение под конкретные нужды, например, научить сотрудников правилам обращения с документацией, ведь это довольно-таки нудный процесс?
Для Газпрома мы разрабатываем приложение для отдела закупок, и как раз там мы стараемся повышать качество работы сотрудников. На данный момент два проекта реализованы, третий в предрелизном состоянии. Мы разобрали процесс и создали продукт с аналогичными алгоритмами действий. Например, для отдела закупок в качестве основы взяли механику карточной игры «косынка», но только в этом случае было необходимо не карты разложить, а последовательно этапы закупки.
А по отзывам есть ли пример, где заказчик дал просто невероятную обратную связь?
Да, мы разработали для одной компании мини-игру перед Новым годом, суть была такова, что сотрудники, набравшие наибольшее количество очков, получат от руководства призы. И нам прислали видео, где ребята буквально рубятся, чтобы выиграть заветные подарки. Потом, отслеживая статистику, мы увидели какие-то заоблачные цифры в рекордах и подумали, что игру взломали, но оказалось, что вовлеченность была столь высока, что были побиты все мыслимые и немыслимые рекорды.
Есть ли примеры, когда приложение разрабатывалось, чтобы повысить лояльность сотрудников к компании и сплотить коллектив?
Для Сбера мы делали приложение в рамках их внутренних проектов. Суть была в том, что с помощью этого приложения сотрудник занимался развитием своих определенных навыков, а второй должен был это зафиксировать и подтвердить, что результаты действительно есть и информация усвоена. Это приложение подталкивало к общению и взаимодействию со своими коллегами.
Выходит, купи 5 кофе и получи 6 в подарок, заправься 10 раз на заправке сети и получи бонус — это тоже элемент геймификации?
Да, так и есть, так как тут присутствует система поощрений. В глобальном смысле есть некоторые условия и правила, при выполнении которых вы получаете награду, неважно, насколько она существенна — это и есть геймификация.
А вот целевая аудитория этого продукта, если говорить о компании, она делится на категории или больше рассчитано на активных или пассивных сотрудников? И есть ли своя ЦА у клиентов, в случае если компания заказала разработку приложения для покупателя?
Если говорить о внутренних сотрудниках, то обе категории, так как компания имеет цели объять весь свой персонал. Если же рассмотреть клиентов, то важно понимать цель, на что направлены наши действия — привлечь новых или повысить активность и лояльность старых. Но в большей степени приложения разрабатываются для пользователей, которые уже взаимодействуют с брендом и имеют определенную вовлеченность. Или же задача будет на привлечение новых клиентов — программа будет иметь уже иной функционал.
Как найти ту грань, где геймификация вызывает положительные эмоции и не является чем-то чрезмерно навязчивым?
В любом случае любая компания в первую очередь хочет заработать и рассказать о своих товарах, услугах, а не только создать удобный сервис, поэтому стоит осознавать, что порой такая навязчивость может быть обусловлена маркетинговой необходимостью. Важно понимать, что любое приложение мы стараемся сделать понятным на интуитивном уровне и избегаем кучи ненужных баннеров, делая наши продукты максимально удобными.
Над чем ваша студия сейчас работает?
Мы трудимся над приложением для одного из наших банков с целью привлечения детской аудитории. Как известно, сегодня банковскую карту можно получить с 14 лет, и мы разрабатываем мини-игру, которая привлечет молодежь. В целом, нам необходимо замотивировать пользователя совершить его первое действие.
Мы обсудили кейсы крупных компаний, а давайте поговорим о малом бизнесе. Например, открыл человек кофейню и хочет разработать для нее приложение, да такое, чтобы в нем преимущественно гостям предлагали напитки из специального меню, а не классические капучино, латте и так далее, можно ли так сделать, чтобы брали более дорогие позиции?
Мы можем пофантазировать и придумать прямо сейчас. Я бы предложил что-то в духе игр, где необходимо на скорость сварить себе кофе, в случае успеха — получил скидку именно на дорогую позицию. Главное, чтобы попробовали в первый раз и поняли, как это вкусно. А вот поставил рекорд — получил напиток бесплатно.
Вот представим, что некий предприниматель послушал наш выпуск и решил внедрить геймификацию в свой бизнес. С чего стоит начать?
В первую очередь надо понять, какой процесс проседает и чего не хватает, какой аспект нуждается в улучшении. После того как сформировали минимальный набор потребностей, ставите цель и имеете представление о продукте, вы приходите к нам, даете ТЗ, говорите о своих пожеланиях, и мы запускаем в производство приложение или игру.
Спонсор выпуска — Seven winds studio — разработчик мобильных игр, приложений и онлайн-сервисов для бизнеса .Слушай подкаст Hussle на платформах Яндекс Музыка, Apple Podcasts, Castbox, Spotify, Soundcloud, Podcasts и Telegram.
Реклама
LjN8KKBvT