Маркетинг
10 апреля, 2024

Что такое жизненный цикл товара и почему его стоит учитывать

А также как увеличить «срок жизни» товара» и когда это имеет смысл.

Некоторые продукты, которыми мы пользуемся, остаются с нами практически на всю жизнь, другие спустя какое-то время исчезают из продажи или мы просто теряем к ним интерес. Вполне вероятно, причина в том, что их жизненный цикл подошел к концу — сегодня говорим о том, что он собой представляет, как и когда имеет смысл продлевать «срок жизни» товара, а в каких случаях пора выпускать новый.

Что такое жизненный цикл товара

Понятие не имеет ничего общего со сроком годности — речь идет о временном промежутке, который продукт проходит с того момента, как впервые вышел в продажу, и до того, как окончательно покинул рынок.

Саму теорию придумал Теодор Левитт, который утверждал, что в жизни каждого продукта существует несколько ключевых этапов:

Зачастую маркетологи придерживаются данной концепции, на основании которой можно составить графики, позволяющие наглядно продемонстрировать цикл жизни товара, — или кривые.

Они отражают динамику спроса, которая развивается определенным образом:

Для чего владельцу бизнеса данная информация?

Как увеличить жизненный цикл товара

Начнем с того, что имеет смысл предпринимать усилия в тот момент, когда у продукта есть лояльная аудитория, однако в силу каких-то причин интерес к нему начинает снижаться — например появляются более конкурентоспособные аналоги или меняются тренды, однако для кого-то он все еще представляет интерес.

Что можно сделать?

  1. Доработать продукт — например сделать его более удобным, функциональным, актуальным. Если у вас бренд одежды, специализирующийся на создании базовых предметов гардероба, и в какой-то момент клиенты начинают менее активно покупать костюмы с приталенным жакетом, вероятно, можно изменить модель на оверсайз, сохранив качество изделий. То есть предложить более современный вариант полюбившейся модели.
  2. Усилить маркетинговую стратегию — изменить или найти новые каналы продвижения, сделать акцент на тех преимуществах продукта, на которые раньше никто не обращал внимания. Подобрать актуальные способы взаимодействия с целевой аудиторией и т. д.
  3. Сделать ребрендинг — такой вариант может позволить покупателям взглянуть с новой точки зрения на тот продукт, который уже успел завоевать их доверие. В том числе данный способ поможет в тех случаях, когда продукт прошел через неудачный запуск — вышел на рынок и не нашел отклика у аудитории. История маркетинга знает примеры неудачных ребрендингов и провальных запусков, которые после переупаковки позволили выйти на новый уровень, — например ребрендинг Coca-Cola.
  4. Поиск новых каналов продаж — если на прежнем рынке интерес к продукту снизился или пропал, вполне вероятно, он появится, если выбрать новые площадки.
  5. Завоевать новую аудиторию, предварительно проведя маркетинговые исследования, чтобы найти нужный сегмент, выявить его потребности и составить предложение, которое вызовет интерес и позволит сформировать спрос на продукт.

Что такое брендбук и как его использовать

Как продвигать бизнес с помощью геосервисов

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: