Делать свою работу хорошо — стремление предпринимателя, на первый взгляд похвальное и для бизнеса полезное. Однако желание выполнить ее безупречно, не останавливаясь до тех пор, пока не будет идеально, зачастую является не столько полезным, сколько доставляющим дискомфорт самому человеку, его окружению и проекту в целом. Поговорим о том, почему перфекционизм — не повод для гордости, а причина поработать над собой.
Как распознать перфекционизм
В тех случаях, когда стремление довести задачу до идеала мешает остановиться, даже если она уже выполнена достаточно хорошо, мы зачастую говорим о перфекционизме. Такое поведение свойственно людям, которые в стремлении сделать безупречно могут бесконечно переделывать то, что уже готово. При этом затягивая сроки, находясь в напряжении и требуя такого же подхода к работе от окружающих.
Казалось бы, что плохого в том, чтобы стремиться к высокому результату? Согласно мнению психологов, само по себе желание сделать свою работу хорошо — нормально. Однако там, где у человека пропадает способность реалистично оценивать полученный результат, возникает страх ошибиться и не получается вовремя закончить начатое, начинаются проблемы.
Например, клиент обратился в компанию за созданием сайта. И проект уже готов, соответствует техническому заданию, решает поставленные задачи. Тем не менее, вместо того, чтобы отдать его заказчику, собственник бизнеса поручает сотрудникам вносить всё новые и новые правки, которые могут быть совершенно излишни. Сроки сдачи сдвигаются, команда занимается непрерывным совершенствованием того, что уже неплохо. И не ясно, когда будет финал. В результате сотрудники работают больше, чем нужно, а клиент недоволен, что проект задерживается.
По каким признакам можно распознать перфекционизм?
- Привычка преувеличивать масштабы проблемы. Например, в бизнесе возникла сложность. Вместо того чтобы найти ресурсы для ее решения и начать действовать, собственник начинает сгущать краски и говорить, что всё пропало.
- Проблемы с делегированием. Проявляется как принцип «Лучше меня не сделает никто». В результате чего предприниматель берет на себя больше задач, чем реально может выполнить, вмешивается в работу сотрудников, начинает контролировать и перепроверять за ними.
- Завышенные требования к себе и окружающим. Помимо того, что владелец бизнеса ожидает нереалистичных результатов от себя, он ставит перед командой слишком сложные цели.
- Страх допустить ошибку. Это также частый спутник перфекционизма. Именно из-за него каждый проект переделывается по многу раз.
- Привычка мыслить крайностями: «всё или ничего». Отсюда неспособность заметить, что любую задачу можно оценить и по другим критериям. Например, «достаточно хорошо» или «неплохо». У перфекционистов же результат обычно обесценивается.
- Боязнь идти на риски и пробовать новое. Обычно из-за страха совершить ошибку или потерпеть неудачу.
Чаще всего перфекционисты с детства живут в состоянии завышенных ожиданий от себя. Как правило, в результате того, что таких результатов от них ждали близкие. Или же «безупречность» позволяет им чувствовать себя более комфортно.
Последствия проблемы для бизнеса
Если руководитель является перфекционистом, довольно часто возникают следующие трудности:
- Напряженная обстановка в коллективе. Чрезмерная требовательность собственника по отношению к сотрудникам, его желание всё проконтролировать, отсутствие похвалы и постоянная критика снижают уровень мотивации работников.
- Срывы сроков. Непрерывное улучшение того, что уже неплохо, долгие согласования и сомнения вынуждают переносить дату сдачи проектов. Это может вызвать недовольство со стороны клиентов.
- Проблемы с делегированием, которые из-за страха довериться другим специалистам мешают собственнику нанять в команду действительно опытных профессионалов, способных вывести проект на новый уровень.
- Отсутствие перспективы развития и роста, потому что боязнь пробовать новое и ошибаться редко позволяют владельцу бизнеса масштабировать свой проект.
Как преодолеть перфекционизм
- Пробовать и учиться делегировать. Не все задачи сразу, а постепенно, одну за другой. Постараться найти того, кто может взять на себя определенный функционал, доверить ему определённый круг обязанностей и не стремиться проконтролировать каждый шаг.
- Стремиться не мыслить крайностями. Можно перед стартом работы выбирать критерии, по которым будет проще понять, что она сделана достаточно хорошо. А после того, как получится, пробовать останавливаться, если первоначальная цель достигнута.
- Учиться замечать результаты и отмечать их. Если поначалу сложно, можно запрашивать обратную связь у команды и клиентов.
- Представить страх, который заставляет переделывать работу многократно, в самом пугающем масштабе. А затем попробовать оценить, насколько такое развитие событий вероятно и что можно делать в такой ситуации. Полезно опираться на факты: цифры, прогнозы, аналитику.
- Разрешить себе ошибаться, потому что промахи неизбежны, если пробовать что-то новое. Но только таким способом можно расти и развиваться.
Почему необоснованная самоуверенность представляет опасность для карьеры