Марат Бабаев
Марат Бабаев
9 июля 2019

Корпорация зла: как формируются этические границы в бизнесе

Ежедневно каждый человек сталкивается с широким спектром моральных дилемм. У предпринимателя они несколько глубже. Каноническая цель любого бизнеса — получение прибыли — заставляет его часто совершать противоречивый выбор. Этика в данном случае обретает размытые формы, что делает невозможным строгое подчинение моральным установкам. В результате может выйти так, что «хороший» предприниматель совершает «плохие» действия.

Массовое сознание по-прежнему связывает бизнес с понятиями жадности и нечестности. Данный стереотип закладывает в основу предпринимательской деятельности индульгенцию обмана. Раз уж общество не ждет от бизнеса соблюдения этических норм, то почему бы их не нарушить? Это делает аморальность (в разумных пределах) неотъемлемым условием игры, когда быть честным в бизнесе становится просто невыгодно. Предпринимательская этика в таком случае обретает циничный контекст — делать можно все, что не запрещено законом. Пространство между правомерностью действий и целями бизнеса попадает в так называемую «серую зону».

Что такое «серая зона»?

Амбиции предпринимателя прямо пропорциональны его готовности раздвинуть границы дозволенного. По крайней мере так происходит, когда главная цель бизнеса сводится к получению прибыли и доминированию на рынке. В данной парадигме все, что не преступает нормы закона, — разрешено. А идеологической опорой этики выступают далеко не собственные моральные установки предпринимателя. Вместо этого он сверяет свои бизнес-цели с юридической приемлемостью. Если противоречий нет — можно действовать, уповая на главный закон капитализма: цель оправдывает средства. Преимущество такого подхода очевидно: если конституция не говорит, что это аморально, значит, так оно и есть. 

К чему приводит такая концепция, догадаться нетрудно. Индивидуальные нормы морали дискредитируются интересами бизнеса. В итоге шансы на то, что предприниматель в конечном счете перейдет рамки допустимого, увеличиваются в разы. Поначалу небольшое отклонение от морали для предпринимателя будет казаться чем-то несерьезным. Но по принципу снежного кома мелкие этические нарушения со временем превратятся в полномасштабное мошенничество.

Сдвинутая парадигма морали формирует в результате новую реальность. В ней предприниматель начинает понимать, что неэтичность поведения не означает его незаконность. Так появляются «серые зоны», в которых данная неэтичность становится нормой. С одной стороны, это дает ощущение, что расширение границ дозволенного — необходимое условие ведения бизнеса. С другой, отказ от общепринятых норм этики провоцирует путаницу и неопределенность в отношении того, что приемлемо, а что нет.

Серый цвет по умолчанию

Несмотря на то что политика «раздвинутых границ» порождает все больше новых «серых зон», открывая дополнительные возможности для обмана, система продолжает работать. Более того, эта система не подвергается сомнению, а напротив — становится настройкой по умолчанию. «Серая зона» удобна для бизнеса. Психологические исследования давно доказали, что там, где люди рационализируют свои поступки, они чувствуют себя комфортно. Иными словами, пока предприниматель оправдывает свои действия интересами бизнеса, ему не будет казаться, что он нарушает правила. Но у этого явления есть оборотная сторона. Неявное (а иногда даже явное) использование механизмов самооправдания часто приводит к самообману. Человек заставляет себя поверить, что он не переступает границы, а просто отодвигает их. В конце концов он перестает видеть их, становясь равнодушным к тем или иным отклонениям от моральных норм.

Что делать?

Данный процесс в долгосрочной перспективе неминуемо приводит к сбоям бизнес-модели или экономической системы в целом. Один из самых ярких примеров последних лет — финансовый кризис 2008 года. Как избежать этого — вопрос, скорее, риторический. Кризисы бывали и раньше. Рынок всегда играл по одинаковым правилам. Частные интересы бизнеса ставились выше общественных. Наиболее очевидным решением проблемы в данном случае является создание инициативной группы, которая будет регулировать этическую ответственность бизнеса. Но тот факт, что подобные инстанции уже существуют (ФАС, ЮНЕСКО), говорит о том, что внешний контроль не всегда помогает. Положительный результат возможен, но в краткосрочной перспективе. А это не совсем подходит для решения столь фундаментальных проблем.

Внешний контроль за соблюдением моральных норм в долгосрочной перспективе может привести к обратной ситуации. Дополнительные элементы управления уменьшают шансы понять, зачем эти элементы нужны. Предприниматель отстраняется от собственного чувства ответственности — он руководствуется установками, которые ему диктует контролирующий орган. В результате бизнес начинает страдать от нравственной амнезии. Вместо того чтобы предприниматель сам начал понимать важность своей социальной ответственности, ему это понимание навязывают. При таких обстоятельствах он по-прежнему будет ставить в приоритет собственные интересы, пытаясь найти наиболее обтекаемый вариант ведения дел.

Для выживания в конкурентной среде забота о личной выгоде не кажется чем-то маргинальным. Скорее, наоборот. Но стоит учитывать, что этический фундамент бизнеса — это не дань гуманистическим идеалам общества. Честность — такая же важная составляющая бизнеса, как и желание заработать. С той лишь поправкой, что здесь она является понятием более растяжимым, чем обычно. Безусловно, там, где в бизнесе есть возможность, есть и действие. Но за расхожим понятием «все средства хороши» спрятана другая, не менее важная мысль. Преломляя рамки дозволенного, предприниматель рискует получить то же самое по отношению к себе. Непредсказуемость моральных норм приводит к деструктивному взаимодействию между всеми элементами рынка. Фиксация лишь на личных интересах с нарушением этических норм в перспективе может безвозвратно разрушить репутацию бизнеса. Тогда как забота об интересах клиентов или партнеров, напротив, способна привести к симметричной реакции с их стороны. Данная мысль особенно удачно укладывается в текущую повестку. Забота об окружающей среде или филантропия, ставшие новым трендом производства, не только несут социальную функцию, но и прекрасно уживаются с интересами бизнеса, приобретающего благосклонность общественного мнения. И пусть выгода от предпринимательской этики не столь очевидна. Но, как известно, самый ценный актив окупает себя лишь в долгосрочной перспективе.