Мне просто повезло: как распознать у себя синдром самозванца и не сломать при этом карьеру
Вам хотя бы раз в жизни приходилось в себе сомневаться? В себе, своих знаниях, умениях? Полагаем, ответ будет положительный. И это, по словам специалистов, не так уж и плохо — главное не погрузиться на самое дно терзаний и не пополнить список тех, кого одолел синдром самозванца. Так психологи называют ощущение, при котором человек приписывает собственные достижения не своему таланту и стараниям, а стечению обстоятельств. Таких людей очень много, и среди них есть даже чрезвычайно успешные: Альберт Эйнштейн заявлял, что на фоне всеобщего признания чувствует себя мошенником, а известная голливудская актриса Джоди Фостер полагала, что «Оскар» в свое время получила случайно. Вместе с компанией «Инфомаксимум» разбираем такое расхожее психологическое явление, как синдром самозванца, и описываем методы борьбы с ним.
Ставим диагноз
Для начала немного истории. Впервые о синдроме самозванца заговорили в далеком 1978 году. Тогда феномен был внимательно изучен и описан учеными Паулиной Клэнс и Сюзанной Аймс. Клинические психологи пришли к выводу, что недооценивать свои возможности склонны скорее женщины. Позже выяснилось, что и достойные мирового призвания мужчины часто полагают, что их переоценивают.
Недуг, если синдром самозванца можно так назвать, диагностировать несложно. Вот ряд типичных вопросов, положительный ответ хотя бы на один из которых является поводом задуматься:
• Вам кажется, что ваш успех не более чем удача или случайность?
• Вы уверены, что раз умеете что-то делать хорошо, то сумеют и другие?
• Профессиональные неурядицы вызывают у вас чувство вины?
• Трудно переживаете даже конструктивную критику?
• Личный успех заставляет думать, что вас переоценили?
Отсюда возникает логичный вопрос: «Что дальше?» Особенно он актуален на фоне исследований, проведенных в 2015 и 2016 годах и выявивших, что синдром самозванца может негативно сказаться на карьере, то есть стать барьером для достижения целей и помешать в самый ответственный момент.
5 отрицательных качеств, в которых можно признаться на собеседовании
Выписываем лечение
Подойдем к решению вопроса с двух сторон. Во-первых, практикующие психологи не видят в синдроме самозванца ничего страшного, полагая, что определенную осторожность и сомнения в себе можно обратить в пользу.
Неуверенность кроме помех приносит и много плюсов: осторожность, вариативность поведения, дисциплину, скрупулезность и ответственность. С кем бы вы хотели работать: с чрезмерно самоуверенным человеком, который никогда и ни в чем не сомневается и не признает собственных ошибок, или с тем, кто поставит под сомнения ваши гипотезы и поможет выбрать лучшую?
— говорит Вадим Самылин, руководитель центра позитивной психологии «Фонарь».
Что советуют специалисты:
1) Вас хвалят — вы верите. Прекратите искать в похвале контекст: если вам сказали, что вы сработали на 5+, — примите отзыв за чистую монету. Если вы не верите сами себе, так поверьте другим.
2) Учитесь. И речь идет не только о прокачке профессиональных скиллов. Учитесь новому: кататься на моноколесе, вышивать, рисовать акварелью или играть на барабанах.
3) Смиритесь с мыслью, что нельзя быть идеальным для всех и всегда. Важно верить в свою цель и понимать, что критика и ошибка — это ступень наверх. А как известно, перед прыжком надо присесть.
4) Найдите своего человека. Пусть это будет единомышленник или такой же талантливый, но сомневающийся коллега. Хвалите друг друга и помогайте фактам преобладать над эмоциями.
Какова в данном случае роль руководителя, рассказывает генеральный директор «Инфомаксимум» Александр Бочкин.
Я разделяю успех со своей командой. Полагаю, это правильный подход. Ведь крупная сделка не могла быть возможной без вклада каждого, кто работает в компании. Поэтому считаю, что в основе работы управленца должна лежать забота о людях. И выражается она не только в создании комфортных условий для развития сотрудников. Что я советую:
1) Покажите пример. Не существует успеха без провалов. Будьте откровенны со своими сотрудниками, расскажите, с чего началась ваша история. Когда персонал понимает, что ошибаться свойственно всем, будет проще относиться к своим провалам и извлекать из них опыт, а не заниматься самокопанием.
2) Вовлекайте людей в процессы. Сотруднику легче переступить через барьер неуверенности в себе, когда к нему обращаются за экспертизой. Например, в одном процессе выдачи кредитов участвуют сразу несколько специалистов. Спросите у них: что можно улучшить? Запросите обратную связь, покажите людям, что их знания и опыт и есть ценность для компании.
3) Дайте возможность для развития. Люди не всегда выбирают работу по душе, а это ведет к плачевным последствиям. В нашей компании, например, каждый сотрудник может попробовать свои силы в другом направлении. Если тестировщик захочет переквалифицироваться в разработчика, мы дадим такую возможность. Кроме того, мы поддерживаем инициативы работников, которые не имеют отношения к рабочим процессам: создание книжного клуба или управление комитетом по организации корпоративов. Как правило, это помогает сотрудникам раскрыться, справиться со стрессом.
4) Проводите совместные мероприятия. Банально, но важно. Неформальное общение стирает границы, позволяет наладить климат в команде, закрыть важные вопросы, которые люди стеснялись задать в рабочее время.
5) Хвалите и поощряйте. Любой сотрудник может «затухнуть», если его вклад в развитие компании не будет оценен. Речь не только о достойной оплате труда и премиях, но и о том, что человека нужно и важно хвалить.
Многих проблем, по моему мнению, поможет избежать и грамотный рекрутинг. Используйте право работодателя на испытательный срок. Как показывает практика, этого времени достаточно, чтобы понять, как человек относится к работе, коллегам и справляется ли с новыми условиями.
Страх предпринимателя: откуда он берется и почему без него невозможен успех