Увольнение сотрудника — момент довольно пикантный, непростой и требующий особого подхода. Конечно же, есть компании, в которых к этому вопросу подходят довольно бесцеремонно, но мы надеемся, что к этому этапу (пусть и последнему в вашей компании) карьеры сотрудника вы подходите более ответственно. Грубое, резкое, неожиданное увольнение может привести к скандалу, судебным тяжбам, а мы этого точно не хотим, так что расскажем, как максимально безболезненно уволить человека, с которым вы более сотрудничать не планируете.
Обратная связь
Согласитесь, что ко всем событиям, происходящим в нашей жизни, мы хотим быть готовы, а с возрастом даже о сюрпризах желаем узнавать заранее. Что говорить об увольнении, событии, которое каждый человек переживает индивидуально, особенно, если это связано с прекращением трудовых отношений ввиду нехватки квалификации или профессионализма. Вот тут и вступает в дело обратная связь. На этапе собеседования и первых дней работы нового сотрудника невозможно угадать, будет ли он частью команды в течение долгих лет или же спустя короткое время вам придется расстаться. В этой неизвестности есть один действенный метод, который, с одной стороны, позволит подстраховать себя и, с другой стороны, даст сотруднику понимание его перспектив — комментарии к его работе, результатам и успехам (или же отсутствии оных). Получая обратную связь на постоянной основе, работник будет понимать, как обстоят его дела в компании, насколько он успешен или же, наоборот, регулярные неудачи и ошибки могут стать причиной скорого неприятного разговора с руководителем. Если ваш сотрудник регулярно совершает ошибки, в первую очередь, сообщайте о них, чтобы скорректировать работу и избежать неприятного исхода. Если же ваша обратная связь не помогла, то человек, которому предстоит увольнение, хотя бы будет понимать, почему с ним хотят прекратить трудовые отношения.
Как делать не надо
- Не сообщайте об увольнении посредством мессенджеров, электронной почты или по телефонному разговору. Новость о том, что скоро вы можете остаться без работы, можно назвать своего рода эмоциональным испытанием, особенно, когда такая информация является полной неожиданностью. Например, в марте этого года десять тысяч сотрудников Meta получили новость об увольнении посредством электронной почты. По словам уволенных сотрудников, такой метод заставил их чувствовать себя обезличенными, абсолютно неважными для компании.
- Не говорите расплывчато и двусмысленно, будьте конкретны и четко объясняйте, почему было принято то или иное решение. Сотрудник имеет право знать, почему было принято данное решение об его увольнении. Излишняя мягкость в этом вопросе, поверхностный разговор без отсылки к фактам может ситуацию лишь усугубить.
- Не сообщайте о том, что ваши трудовые отношения завершились без предварительной подготовки к разговору. Спланируйте ход диалога, подготовьте аргументы и ответы на возможные вопросы, которые, возможно, появятся у будущего бывшего коллеги.
- Не откладывайте неприятный разговор. Работодатели иногда совершают ошибку, пытаясь отсрочить разговор об увольнении, что впоследствии вызывает лишь вопросы, добавляет стресса и нервов и так в довольно щекотливую ситуацию. Ваш подчиненный понимает, что все не так гладко, и в тот же самый момент находится в подвешенном состоянии. Однако запоздалое объявление может вызвать ненужный стресс и беспокойство у сотрудников, которые могут почувствовать, что что-то не так, но по-прежнему оставаться в неведении.
Как правильно сообщить
- Отдавайте приоритет личному общению во время увольнения. Конечно же, отправить сообщение в мессенджере гораздо проще, но встреча один на один может хоть немного сгладить этот непростой момент для сотрудника. Такой подход демонстрирует сочувствие и уважение к человеку. Если же ваш сотрудник работает удаленно, то очень эффективным может оказаться видеозвонок, что так же сделает ваш разговор более личным.
- Подробно объясните, почему так произошло, донесите мысль, что это было необходимое решение, а совместная работа лишь тормозила вас обоих. Предложите варианты, в какой области мог бы дальше развиваться ваш сотрудник, укажите на его точки роста, на те навыки и компетенции, которые ему стоит улучшить.
- Если увольнение случилось неожиданно и сотрудник оказался к этому абсолютно не готов, необходимо предусмотреть компенсацию в виде нескольких окладов.
- Увольнение не всегда означает прощание: помните о возможности горизонтального перемещения по карьерной лестнице, и если сотрудник в общем ценный, но не справляется с обязанностями на конкретной должности, то просто предложите ему сменить зону ответственности и позицию в компании.