Может ли рабочий дресс-код повлиять на продуктивность сотрудников? Оказывается, такая вероятность существует: об этом говорят данные совместного опроса сервиса «Работа.ру» и ювелирного бренда Sokolov, который они провели осенью 2022 года. Почти четверть респондентов заявили, что продуктивность снижается из-за требований работодателей к их внешнему виду.
Цифры не врут
Статистика — упрямая вещь: в опросе приняли участие более 3000 человек из разных уголков России. 24% из них отметили снижение продуктивности при наличии в компании обязательного дресс-кода. Справедливости ради, большая часть респондентов (62%) утверждает, что связи между требованиями к внешнему виду и уровнем эффективности нет. Еще одна группа отвечающих (14%) указала, будто их продуктивность даже становится выше благодаря дресс-коду.
А вот данные одного из зарубежных исследований, в частности Stormline за 2017 год, показали, что 61% сотрудников более продуктивен, когда в компании свободный дресс-код. При этом 78% опрошенных говорят о готовности следить за своим внешним видом и отделять «рабочую» одежду от неформальной даже при отсутствии жестких требований со стороны работодателя.
Всё тот же опрос «Работа.ру» и Sokolov показывает, что в большинстве компаний, в которых трудятся респонденты (70%), дресс-кода нет, а в части (30%) — есть. Среди запретов лидирует открытая одежда, пирсинг и татуировки на видных участках тела, яркий макияж и броские украшения. При этом необычный образ редко становится для работодателя поводом отказать сотруднику в найме. Так нужны ли регламенты в одежде для персонала или всё-таки нет? Предлагаем для начала поговорить о том, что это такое.
Виды рабочей одежды
Важно понимать, что когда мы говорим о рабочей одежде сотрудника, речь может идти о нескольких категориях: спецодежда, униформа и собственно дресс-код.
Спецодежда служит для защиты специалиста во время выполнения определенных задач: например, ее надевают сотрудники строительных компаний, повара, врачи, пожарные. Вопрос о том, носить или нет, тут не стоит: если человек приходит на работу без специальной амуниции, работодатель вправе его отстранить, потому что выполнять свои должностные обязанности без нее небезопасно.
Униформа выполняет задачу поддержания общего стиля команды организации. Допустим, множество магазинов сегодня занимается продажей бытовой техники. Но в одном из них консультанты носят одежду красного цвета, в другом — зеленого, в третьем — белого и т.д. Благодаря этому покупателям проще найти продавца в торговом зале, а в некоторых случаях внешний вид сотрудника прочно ассоциируется с брендом. Ношение спецодежды и униформы обусловлено задачами, которые касаются либо вопросов безопасности, либо требований корпоративного стиля и является обязательным.
Дресс-код же не подразумевает, что одежда должна защищать работника от опасных условий труда или подчеркивать его принадлежность к какой-то структуре. Он в большей степени представляет собой набор требований и правил в ношении одежды, которые важны для работодателя и относятся к тому, как сотрудник должен выглядеть на рабочем месте или встречах с клиентами.
Например, в дресс-код могут входить рекомендации по выбору стиля и цвета одежды, обуви и аксессуаров, причесок, а также макияжа и маникюра для женщин. Еще в нём часто обозначены те параметры, которые для сотрудников компании находятся под запретом: например, татуировки и пирсинг на открытых участках тела, яркий цвет волос и так далее.
При условии, что работодатель прописал эти требования в рабочей документации, их несоблюдение сотрудником может привести к штрафам и выговору.
Когда не обойтись без дресс-кода
Как мы уже выяснили, соблюдение обязательных требований к стилю одежды важно в тех компаниях, где она решает вопросы, касающиеся не только внешнего вида сотрудников: например, если мы говорим о спецодежде, которая защищает его от возможных повреждений на рабочем месте. Допустим, врач обязан носить медицинский халат во время приема пациентов, строитель должен надевать форму, чтобы обезопасить себя от пыли, искр и грязи.
Или когда речь идет об униформе, которая зачастую является дополнительным каналом рекламы. Ведь у многих потребителей определенные цвета одежды сотрудников, логотипы на форме и аксессуары ассоциируются с брендом компании. В данном случае вопрос «нужно или нет» не встает.
Что касается дресс-кода как требований работодателя по части стиля сотрудников, тут нет однозначного ответа. Многие специалисты в области взаимодействия с персоналом считают, что в каких-то сферах он необходим, а где-то действительно ни к чему.
Мы предлагаем руководителям задать себе несколько вопросов.
1. Какую задачу призван решить дресс-код? Например, взаимодействуют ли ваши работники с клиентами напрямую? И нужно ли, чтобы в этом случае сотрудники транслировали через свой стиль и внешний вид ценности компании?
2. Важно ли для ваших клиентов, как выглядит ваш сотрудник? Влияет ли это на его решение о покупке или дальнейшее взаимодействие с вами? Если да, то, конечно же, введение требований, касающихся внешнего вида сотрудника, необходимо. Вряд ли посетители премиальных автосалонов будут рады консультанту, который встретит их в растянутой майке и рваных джинсах. Однако если вы работаете преимущественно с IT-специалистами, которые не контактируют с клиентами, то введение подобных стандартов будет ни к чему.
3. Насколько ваши требования к внешнему виду сотрудников лояльны и обоснованы? Допустим, если при трудоустройстве работник должен приобрести несколько деловых костюмов и пару обуви, будет ли это ему по силам? А если он не взаимодействует с клиентами и проводит рабочее время за своим компьютером, так ли ему нужно надевать рубашку и брюки? Отталкиваясь от ответов на эти вопросы, принять решение о необходимости дресс-кода будет проще.