Константин Волков
Константин Волков
19 февраля 2020

Сплетни на работе могут приносить больше пользы, чем вреда

О сплетнях написано множество книг и статей. По соответствующим запросам Google обычно предоставляет ссылки с материалами, обличающими это явление: почему возникают сплетни, как на них правильно реагировать и как с ними бороться. Большинство экспертов считают, что сплетни отравляют рабочую атмосферу в офисе, способны расколоть коллектив и привести к увольнению сотрудников. С их разрушительной силой хорошо знаком генеральный директор Empower Public Relations Сэм Чепмен, ставший жертвой слухов на предыдущем месте работы. В своей компании он потребовал от сотрудников подписать документ, запрещающий распространение сплетен. По мнению топ-менеджера, таким образом ему удалось создать здоровую рабочую среду.

Социальный психолог, доктор философии Фрэнк Т. МакЭндрю, скептически относится к подобным методам борьбы. По его мнению, в компании невозможно полностью искоренить сплетни. Более того, у этого явления есть и положительные стороны, о которых должны знать руководители организаций.

Можно ли победить сплетни на работе

МакЭндрю не спорит с тем, что сплетни являются источником проблем в офисе, а негативные слухи трудно держать под контролем. При этом, по его словам, сплетни являются более сложным и значимым явлением, чем мы себе представляем. По мнению профессора, наша склонность к ним возникла в процессе естественного отбора и стала важной частью человеческой природы. «Зачастую сплетни представляют собой безобидные суждения, которые не причиняют вреда окружающим, — отмечает МакЭндрю. — Компании обращают на них внимание в тот момент, когда они выходят за рамки организации и могут привести к негативным последствиям».

По мнению доктора философии, традиционная борьба со сплетнями игнорирует тот факт, что они являются неотъемлемой частью менталитета и одной из привычных скреп коллектива. Это явление необходимо рассматривать как социальный навык, а не как отрицательную черту характера. Благодаря такому подходу мы сможем понять, что сплетни — это признак глубокого доверия: когда вы делитесь ими с другим человеком, то не сомневаетесь, что все сказанное останется между вами и что эта информация не навредит вам. «Общие секреты объединяют людей», — отмечает МакЭндрю.

При этом коллектив, в котором сплетни являются частью офисной жизни, может настороженно относиться к сотруднику, не участвующему в обсуждении слухов. Для такого работника принципиальная позиция сродни самоубийству: команда может потерять к нему доверие, вследствие чего человек окажется в социальной изоляции. «С другой стороны, не стоит превращаться в сотрудника, который за глаза обсуждает всех подряд, — подчеркивает доктор философии. – В этом случае вы приобретете репутацию ненадежного человека. Учитесь правильно распространять слухи: этот навык подчеркнет ваш статус командного игрока, который обладает важной информацией, но при этом умеет держать язык за зубами и не вредить коллегам».

Могут ли сплетни приносить пользу

По словам МакЭндрю, управляемые сплетни могут быть полезны для коллектива. В качестве примера он приводит несколько ситуаций, при которых слухи оказывают важную услугу сотрудникам и всей организации. Так, например, они помогают новичкам компании объединиться в группы и быстрее понять ее ценности. Принимая во внимание обсуждение своих коллег, стажеры смогут сделать вывод, какое поведение приемлемо на рабочем месте, а какое нет.

Также сплетни поддерживают в тонусе сотрудников, которые любят перекладывать свою работу на плечи коллег. Осведомленность о том, что за их поведением следят окружающие, заставляет таких работников полностью включаться в процесс и вносить вклад в общее дело.

Сплетни способны уравнять власть между всеми членами команды.

«Кроме того, сплетни ограничивают влияние членов коллектива, которые стремятся подавить коллег своим авторитетом и установить свои правила. Сплетни способствуют равномерному распределению власти среди всех участников команды, — указывает профессор философии. — Безобидные слухи способствуют сплоченности группы и повышают ее моральных дух, что приводит к большей удовлетворенности работой». Руководство компании может использовать сплетни для распространения важной информации в тех случаях, когда ее официальное оглашение является невыгодным или недопустимым.

Исследования показали, что сотрудники менее негативно воспринимают сплетни, которые служат их интересам: к приему, если благодаря им удается разоблачить человека, подрывающего работу всего коллектива. Также слухи могут выполнять функцию социального контроля. Эксперты изучили поведение людей в разных социальных группах — калифорнийских скотоводов, рыбаков американского штата Мэн, участников команд по гребле и охотников. В каждой из них человек, плохо выполняющий свои обязанности, становился объектом сплетен и критики. Стараясь избавиться от психологического давления, он с большим рвением принимался за свою работу и в итоге добивался высоких показателей.

Фрэнк Т. МакЭндрю считает, что сплетни никогда не исчезнут, а борьба с ними обречена на провал. Признание того, что слухи при всех своих недостатках играют важную социальную роль, поможет поддерживать в компании здоровую рабочую атмосферу.

Они отравляют коллектив: вся правда о токсичных сотрудниках