Марат Бабаев
Марат Бабаев
25 июля 2019

Как заработать современному музыканту, если не играть на свадьбах и корпоративах

Если ваш знакомый на вопрос «‎Чем занимаешься?», отвечает, что он музыкант, вы наверняка записываете его в ряды безработных. Музыка, как наиболее самобытное творчество, труднее всего сливается с прикладными профессиями. Там, где художник находит себя в дизайне, писатель — в журналистике или рекламе, музыкант остается музыкантом. Адаптировать свой продукт под смежную деятельность для него практически невозможно. Остается найти того, кому этот продукт может понадобиться в первозданном виде. Тут на ум приходят местечковые выступления на корпоративах, где начинающий исполнитель примиряет свои амбиции Джона Леннона с сиюминутным заработком. Но, как выяснилось, только лишь на этом методы заработка музыкантов не заканчиваются. Чем еще может прокормить себя представитель данного вида творчества, нам рассказал Данил Жданов, профессиональный музыкант, маркетолог и совладелец студии звукозаписи «‎1961 Studio» в Санкт-Петербурге.

Профессиональные музыканты — это кто? 

Прежде чем говорить о способах заработка для музыкантов, стоит определиться с самим понятием данного статуса. В базовом понимании музыкант — это человек, чей талант так или иначе связан с музыкой. И это необязательно композиторская деятельность. Музыкантом считается тот, кто обладает умением играть как минимум на одном инструменте. Кстати, этим инструментом может быть и голос. Профессионального же музыканта от обычного отличает тот факт, что он зарабатывает музыкой на жизнь. Тут все логично. Человек, сделавший свое творчество профессией, автоматически становится профессионалом хотя бы в силу законов морфологии. Но не только деньги идентифицируют музыканта как профессионала. Профессиональными музыкантами также считаются те, кто имеет соответствующее образование, а значит, и достаточный объем знаний и навыков в этой стезе. Особенно если речь идет о выпускниках консерваторий.

При этом важно отделять музыкальную деятельность от так называемого шоу-бизнеса. Потому что представители последнего хоть и привязывают свой заработок к музыке, но это происходит скорее опосредованно. Допустим, есть артисты, которые выступают с музыкальными номерами, но их популярность обусловлена не качеством песен, а, например, уникальностью собственного бренда. Они интересны прежде всего яркими визуальными представлениями или эпатажным образом. И хоть эти люди и зарабатывают на музыке, профессионалами в этой области их назвать нельзя.

Основные способы заработка музыкантов

Самым денежным источником дохода для музыкантов по-прежнему остаются частные вечеринки. И, конечно, в первую очередь это свадьбы и корпоративы. Причем здесь, как правило, пользуются спросом именно исполнительские умения музыкантов, потому что в основном им приходится играть каверы на популярные песни. Говоря о частных выступлениях, стоит также упомянуть участие музыкантов на различного рода общественных мероприятиях. Фестивали, вручения премий, городские концерты не редко включают местных исполнителей в свою развлекательную программу. При этом важно учесть, что заказчиками подобных мероприятий чаще являются государственные ведомства, а потому отбор участников в них происходит через систему госзакупок.

Вторым по популярности способом заработка современных музыкантов является сессионная деятельность. Это когда музыкант играет по найму в составе чужой группы или оркестра. То есть его фактическим работодателем может выступать не только организатор мероприятия или владелец бара, но и художественный руководитель какого-нибудь коллектива. И надо признать, что данная практика сейчас довольно распространена среди музыкантов. Помимо выступлений, сессионное сотрудничество предполагает и совместные студийные записи. Например, какая-то группа хочет выпустить альбом, но у нее нет своего барабанщика. В этом случае они привлекают его со стороны и расплачиваются с ним по факту работы (за один сеанс).

Одним из ключевых способов заработка для музыкантов остается сочинительская деятельность. Речь идет о выполнении заказов на написание песен для рекламы или прочих частных нужд. Здесь огромную роль играют различного рода аудиостоки, где музыкантам предоставляется возможность свободно выкладывать свои композиции, а заказчикам — приобретать понравившиеся. При этом покупатель трека, как правило, приобретает неэксклюзивное право на воспроизведение. То есть он может использовать песню в своих нуждах, но авторские права на нее за ним не сохраняются. Кроме того, заказчиками на аудиостоках выступают и сами музыканты. Здесь они ищут готовые составные элементы своих произведений: аранжировки, семплы, биты, шумы и пр. Это позволяет им значительно ускорить процесс написания собственных композиций. Данные услуги особенно популярны у диджеев, которые чаще остальных используют в своем творчестве компилятивный метод.

Последним популярным источником дохода для современных музыкантов я бы назвал резидентство в барах, ресторанах и других заведениях, где играет живая музыка. Данная деятельность отличается от работы на корпоративах, потому что больше привязана к месту, а не к событию. То есть музыкант здесь сотрудничает с заведением на долгосрочной основе, фактически являясь частью рабочего персонала. В большинстве случае коллективы, работающие на таких условиях, также ограничиваются в своем репертуаре каверами на известные песни. Вообще что касается местечковых или региональных артистов, то большинство из них в своей профессиональной деятельности вынуждены играть чужую музыку. Свои песни исполняют, как правило, музыканты, уже успевшие приобрести определенный уровень популярности в регионе.

Роль звукозаписывающих студий в музыкальном бизнесе

Помимо своего основного предназначения, звукозаписывающая студия выполняет важную маркетинговую функцию. Запись музыки лишь одна сторона ее деятельности. С другой стороны, это инструмент формирования творческих коллабораций. Здесь исполнителям предоставляется возможность объединяться для сессионных записей, тем самым создавая предпосылки для дальнейшего сотрудничества. Студии звукозаписи стимулируют развитие музыкального сообщества, внутри которого устанавливаются деловые контакты. Сюда начинают стекаться не только творческие коллективы, но и менеджеры, которые реализуют потребности музыкантов со стороны бизнеса. В этом случае студия превращается в дистрибьюторскую площадку, становясь, по сути, лейблом, благодаря которому артист может продвигаться, например, на стриминговых платформах. То есть если говорить о значении звукозаписывающих студий для музыкальной индустрии, то польза их выходит далеко за пределы технических ресурсов. К тому же на данный момент у них существует множество виртуальных альтернатив. Современный музыкальный софт позволяет записывать композиции прямо у себя дома, просто подключив инструмент к компьютеру. И большинство людей, не разбирающихся в звукозаписи, даже не заметят разницы в звучании. Поэтому музыкант, желающий распространять свой продукт в стоках, на стриминговых платформах, iTunes или Google Play, может вполне удачно обходиться собственными техническими средствами. Другое дело, что для этого необходимо иметь соответствующие знания.

Где искать работу музыкантам

Если говорить о корпоративах либо постоянном сотрудничестве с заведениями, то здесь поиск работы происходит путем повышения узнаваемости. Нужно мониторить паблики в социальных сетях, где ищут музыкантов. Бывает, например, что какой-то коллектив в преддверии выступления нуждается в гитаристе. Они находят его в интернете, знакомятся с ним, сыгрываются и в дальнейшем, возможно, решаются на продолжительное сотрудничество. Подобная социальная активность запускает механизм «‎сарафанного радио», позволяя репутации музыканта идти впереди него. И, конечно же, нельзя отказываться от прямых продаж — куда же без них? Иногда приходится самому звонить в рестораны, бары, клубы и предлагать свои услуги. Да, современный музыкант — это отчасти и менеджер. Тот, кто всерьез намерен зарабатывать на жизнь своим творчество, должен быть к этому готов. Можно, конечно, для этих целей нанять профессионального менеджера, но тогда придется отдавать ему часть гонорара, которая в некоторых случаях достигает 80%. Вдобавок существуют различные ивент-агенства, агрегирующие всевозможные мероприятия и ищущие для них музыкантов.

Через профильные сообщества осуществляется поиск и сессионных заработков. Участвуя в различных проектах, устанавливая знакомства с другими музыкантами и менеджерами, исполнитель развивает свой репутационный актив. В дальнейшем предложения о работе начинают поступать к нему по системе рекомендаций.

Что же касается общественных мероприятий, организуемых государством, то здесь наибольшим спросом пользуются либо представители классического направления в составе оркестров, либо исполнители народных композиций. В подобные коллективы чаще всего попадают дипломированные музыканты (как правило, выпускники консерваторий). Поиск работы в этом случае осуществляется стандартными способами: через рекрутинговые сайты.

Цена вопроса

Если говорить о самом популярном источнике дохода современных музыкантов — корпоративах, — то здесь гонорар артиста напрямую зависит от географической локации. Естественно, в больших городах ценник выше. Я не рассматриваю известных исполнителей, которые у всех на слуху. Если говорить о рядовых музыкантах-фрилансерах, то в Санкт-Петербурге, например, средняя стоимость одного выступления на частном мероприятии составляет 65 тыс. рублей. В Москве данная сумма достигает 100 тыс. Но это общий размер заработка, который делится между всеми членами группы, включая менеджера.