Константин Волков
Автор:
Константин Волков
7 августа 2020

Как понять, что вам недоплачивают на работе

Рано или поздно каждый сотрудник задумывается об адекватности своей зарплаты. Это нормальное явление с учетом того, что оклад является одним из важных показателей ценности работника. Если сумма его устраивает, то он будет с удовольствием выполнять свои обязанности. В противном случае работа для него может превратиться в каторгу.

Чтобы этого избежать, руководитель отдела кадров компании Jobvite Рэйчел Битт советует сотрудникам пообщаться с начальством по поводу повышения зарплаты. Правда, на переговоры необходимо идти подготовленным. Вы должны дать четкий и аргументированный ответ на вопрос: «Почему вы считаете, что мы вам недоплачиваем?» В этой статье собраны факты, опираясь на которые, сотрудник может понять, что он мало получает.

Признаки того, что вам недоплачивают

Один из способов удостовериться в небольшой зарплате — это сравнение. Соберите данные о том, сколько получают сотрудники на аналогичной должности в других компаниях. Для этого можно проанализировать сайты с вакансиями или спросить у своих друзей — вдруг кто-то из их знакомых занимается тем же, чем и вы. Другой вариант — узнать об окладе у своих коллег, выполняющих такие же задачи. Правда, не в каждом коллективе принято об этом распространяться. К примеру, дизайнер Артемий Лебедев не раз отмечал, что в его студии обсуждение зарплат — это табу.

«Сколько ты зарабатываешь?»: почему вы должны знать о зарплате своих коллег

Одним из важных признаков того, что вам недоплачивают, является не меняющийся долгое время размер оклада. К примеру, вы занимаете должность уже два года, и за этот период начальство не добавило вам ни рубля. На это можно не обращать внимание, если бы не: 1) инфляция в стране; 2) улучшение ваших навыков. Это означает, что вы выросли как специалист, но получаете те же деньги, за которые можно приобрести уже меньше товаров. Проведенный сервисом HeadHunter опрос показал: 37% россиян считают, что зарплату нужно повышать стабильно один раз в год. По мнению 49% респондентов, это необходимо делать в соответствии с успехами сотрудника.

И здесь мы переходим к еще одному признаку: сотрудник вносит значимый вклад в развитие компании, но его зарплата остается прежней. Оценить свой вклад проще, если можно четко отследить свою роль в рабочем процессе. К примеру, если работник предлагает ценные идеи, инновационные разработки, берет на себя больше ответственности во время проектов, то это должно сказаться на его доходе. Если же руководство ограничивается простым «спасибо», а не приятной прибавкой, то сотрудник чувствует дисбаланс: он отдает больше, чем получает.

Увеличение зарплаты остается на совести начальства, которое руководствуется личными соображениями.

Одним из признаков того, что сотрудник мало получает, могут быть собственные ощущения работника. Это довольно зыбкий аргумент, который не стоит использовать в переговорах с начальством, если подчиненный не сможет его объяснить. В противном случае диалог может быть таким: — «Почему вы считаете, что мы вам недоплачиваем?» — «Я так чувствую».

Психологи отмечают, что ничего странного в подобной ситуации нет. Человек действительно может получать хороший (по рыночным и внутрикорпоративным меркам) оклад, но при этом чувствовать, что этой суммы недостаточно. Скорее всего, это говорит о его внутренней готовности перейти на новый, более качественный уровень, чего он не может сделать в рамках своей должности или компании. Образно говоря, его «внутренняя» зарплата выросла — осталось найти такое дело, которое смогло бы ей соответствовать. Подобное чувство порой трудно выразить словами: человеку нужно созреть до понимания того, каким новым делом он хочет заниматься и сколько именно намерен за него получать. 

Почему сотруднику могут недоплачивать

Посмотрим на эту ситуацию глазами работодателя. В Трудовом кодексе РФ не указаны правила повышения заработной платы. Поэтому увеличение оклада остается на совести начальства, которое руководствуется своими принципами. Если менеджер не самодур, то он будет принимать во внимание следующие важные факторы.

Вряд ли руководитель захочет повысить зарплату человеку, который плохо справляется со своими обязанностями. Более того, у такого сотрудника большие шансы покинуть компанию. Не любят начальники и тех, кто боится расширять свою зону ответственности. Конечно, не каждый человек готов брать на себя новые функции — есть такие, кто предпочитает отсидеться («Я просто делаю свою работу, что вам еще нужно?»), но в таком случае не стоит ждать повышения зарплаты.

Одна из причин невысокой оплаты труда связана с установленным пределом зарплаты на конкретной должности.

Кстати, некоторые руководители отказывают стеснительным людям. Они хотят, чтобы подчиненный четко аргументировал просьбу и смог отстоять свою позицию. А на тех, кто приходит на переговоры, словно за подаянием, они даже внимание не обращают.

Бывают ситуации, когда сотрудник получает недостаточно, просто потому что начальство не осведомлено о возросшем объеме его работы или о его успехах. Это не всегда говорит о безразличии со стороны руководителя — он может быть настолько погружен в свои дела, что не замечает изменений. В этом случае подчиненному нужно обратить на себя внимание и договориться о новых условиях.

Еще одна причина недостаточной оплаты труда связана с потолком зарплат на конкретной должности. Компания может его устанавливать, исходя из средней зарплаты на рынке труда и собственного финансового положения. Из-за такого потолка сотруднику придется либо смириться со своим окладом, либо просить о повышении по карьерной лестнице, либо искать новую работу на той же должности, но с более высоким доходом.

Сдельная зарплата или фиксированная: что заставит ваших сотрудников работать лучше

Как провести переговоры о повышении зарплаты

По данным сервиса по подбору персонала HeadHunter, 74% россиян недовольны своей зарплатой. При этом в большинстве ситуаций (77%), когда дело доходило до обсуждения оклада, инициатором такого разговора выступали сотрудники. Издание Business Insider приводит мнение эксперта компании Monster Вики Салеми: она считает, что на такие переговоры необходимо приходить подготовленным.

Не стоит забегать в кабинет к начальнику, как только вам пришла мысль о повышении оклада. У подчиненного в запасе должны быть веские аргументы, которые помогут убедить руководство в его правоте. Необходимо четко объяснить, какую роль вы играете в организации, какой объем работ выполняете и какую несете ответственность. Отличный аргумент — количественные показатели, которыми могут воспользоваться, к примеру, менеджеры по продажам. На примере принесенных компании финансов проще продемонстрировать свою значимость.

Международный HR-эксперт Линн Тейлор подчеркивает, что в разговоре можно приводить данные по зарплате на рынке труда, но не стоит сравнивать свой оклад с доходом коллег. Ни в коем случае нельзя опускаться до комментариев о том, что кто-то получает зарплату незаслуженно. Вообще, любые сравнения должны быть связаны только с вами: нужно подчеркнуть свой профессиональный рост и развитие, а не кивать в сторону других.

Перед переговорами необходимо продумать, какие альтернативные способы вознаграждения может предложить руководство. К примеру, это могут быть приличная разовая премия или гибкий рабочий день. На вопрос о желаемой сумме дохода нужно ответить без заминки — пусть руководство видит, что вы обдумали свое будущее в компании и знаете, чего хотите. Такие переговоры могут завершиться следующим образом: 1) вы получите желаемую зарплату; 2) вы ее не получите и уволитесь; 3) вы ее не получите, но вам пообещают в скором времени вернуться к беседе; 4) вы ее не получите и скрепя сердце вернетесь к своим обязанностям; 5) начальство вас уволит за такую наглость. Возможно, последний вариант станет для вас отправной точкой на пути к новой и более оплачиваемой работе. 

Как установить зарплату своим сотрудникам и никого не обидеть