Ольга Пархоменко
Ольга Пархоменко
1 декабря 2021

Как обеспечить защиту груза при перевозке

Каждого, кто владеет бизнесом в сфере торговли, волнует вопрос доставки товара. Мы поговорили с основателем компании LogiArt о том, как ее организовать.

Может ли клиент избежать рисков, возникающих при перевозке грузов? Если да, то каким образом?

Риски при перевозке грузов могут быть разными.

Больше всего владельцев бизнеса пугают повреждение груза, его частичная утрата или полная гибель. У человека нет возможности быть рядом со своим грузом в течение всего пути следования. Такие волнения абсолютно нормальны и понятны. В этом случае все решается страхованием. Других инструментов на сегодняшний день, к сожалению, нет.

Другой вид рисков — срывы сроков поставки. Здесь действует принцип регулирования, сводящийся к одному слову «заранее». Начинаем с проверки нужного товара на складе поставщика. Учитываем специфику работы нашего партнера, производителя товара. Например, время производства, были ли уже задержки при работе с этим партнером и т.д. Оформляем товаросопроводительные документы. И все это — заранее. Если мероприятия по перевозке грузов вы откладываете на последний день, срывы сроков гарантированы.

Следующая группа рисков: проблемы с товаросопроводительными документами. Все должно быть заполнено корректно и в положенный срок. Неправильно оформленный экспорт на товар в стране отправления или неверно оформленные документы, необходимые для таможенного контроля, могут вызвать вопросы при пересечении таможенных границ пограничных государств.

Чтобы избежать этих неприятностей, мы снова обращаемся к волшебному слову «заранее». Условия поставки, оплаты, транспортировки, проверка необходимости предоставления документов нетарифного регулирования (это сертификаты, декларации соответствия, фито- и ветосанитарные сертификаты, сертификаты происхождения товаров) — все это можно и нужно оговорить, и сделать предварительно.

Давайте представим, что я произвожу товар. Чтобы успеть оформить все документы в срок, параллельно с процессом производства мне нужно подготовить все необходимые документы.

Здесь есть небольшой нюанс: невозможно заранее узнать вес отгружаемой партии будущего товара. Данную характеристику мы можем внести позже, по факту готовности, когда он будет произведен, упакован и взвешен. В этом случае мы рекомендуем заполнять все документы, включая упаковочные листы, оставляя пустыми лишь колонки с финальными весами. Тем самым мы можем проверить весь комплект бумаг заранее, пока товар еще производится, цены, технические характеристики, номера отгрузочных документов и так далее. По факту загрузки партии добавляем лишь веса в документы и спокойно отправляем ее получателю. Без спешки, стресса и ошибок, допущенных во время суеты с документами в крайний день отправки.

Как ваша компания помогает обеспечить безопасность груза при перевозке, что вы делаете для этого?

Мы уже давно работаем с проверенной и надежной страховой компанией, которая специализируется именно на логистике. Мы можем полностью положиться на них в случае проблем с повреждением груза.

Если говорить о рисках в отношении сроков, то здесь наша задача — постоянный мониторинг рынка и информирование клиентов. Мы всегда на связи. Рост цен, перемены в тарифной политике или законодательстве, какие-то проблемы на пути движения грузов — обо всех изменениях ситуации на рынке мы немедленно сообщаем нашим клиентам и регулярно связываемся с ними для уточнения их планов.

Например, понимая потребности бизнеса, объем перевозимого товара в месяц, мы заранее знаем, что по истечении двух недель нужно связаться с клиентом и уточнить планы отгрузок. Так мы становимся для заказчика своего рода «напоминалкой», что пора готовить документы на товар во избежание выше оговоренных рисков.

Чтобы не было никаких проблем с товаросопроводительными документами, мы сами полностью подготавливаем весь пакет для беспрепятственного прохождения пограничной службы и процедуры таможенного оформления.

К нам обращается клиент с просьбой доставки и таможенного оформления товара. Мы сразу задаем ряд стандартных вопросов, запрашиваем первичный пакет документов, проверяем его и вносим необходимые корректировки. Если какой-то информации или каких-то документов не хватает, мы вновь обращаемся к клиенту, но лишь за получением информации. Документы, в их финальном «идеальном для таможенного оформления» виде, мы готовим сами — остается их лишь подписать.

Также гарантом сохранности всех перевозимых нами грузов выступает штат наших высокопрофессиональных водителей, для которых доставка – это не просто намотка километража и получение суточных, а очень ответственная работа. Для них каждый груз как фамильный хрустальный сервиз: везут его как для собственного пользования. Нет разницы, посуда у них за спиной или древесина – все доставляется максимально аккуратно и бережно. Кроме того, в каждом транспортном средстве установлена система отслеживания местонахождения, что позволяет мониторить маршрут движения, а также соблюдение временных рамок на доставку каждой конкретной партии товара.

На складах также работают высококлассные специалисты, которые управляют техникой много лет, выработав при этом хирургическую точность при погрузке и разгрузке. Ни разу в нашей практике не было ситуаций, чтобы груз клиента был поврежден по нашей вине. Наоборот, если на складе отправителя мы видим поврежденный груз или его упаковку, или же от поставщика на наш склад поступил поврежденный товар, мы сразу же уведомляем об этом своих клиентов и совместно принимаем решение о дальнейших действиях, или же о его переупаковке нашими силами, чтобы избежать еще большего повреждения товара или его полного уничтожения при транспортировке.

Узнать подробнее

Что включает в себя понятие «правильно построенный маршрут»? Каким он должен быть?

Правильно построенный маршрут — это оптимально подобранный путь груза из точки А в точку Б, согласно требованиям клиента с учетом общей ситуации на рынке.

В нынешних реалиях из-за введения санкций и ограничений на рынке грузоперевозок появились некоторые сложности. Чтобы стало понятнее, расскажу на примере Белоруссии. На данный момент в этой стране есть ограничения на въезд из Прибалтики. Соответственно, грузы из этих стран не могут попасть на территорию Белоруссии напрямую.

Как можно выйти из этой ситуации? Сначала мы отправляем груз в Польшу, где оформляется транзит, а уже оттуда товар идет в Минск.

Есть более сложный вариант для тех, кто не знает о существующих ограничениях. Товар приходит в Ригу, там оформляется транзит до Польши, где происходит переоформление документов. И только после вторичного оформления груз из Польши выезжает в Минск.

И тот, и другой маршрут можно использовать, они работают. Но во втором случае вас ждут дополнительные расходы на переоформление, на доставку до Польши и так далее. К тому же вы потратите время на поиск транспорта из Риги.

То есть правильность выбора маршрута состоит в анализе обстановки и минимизации временных и финансовых затрат. Оптимальный вариант тот, где меньше проблем, больше скорость, а вероятность рисков, связанных с задержкой груза и с перегрузками, стремится к нулю. Не будем забывать, что каждый раз перегружая товар, мы идем на риск.

Еще один пример. Сейчас во Владивостоке большое скопление контейнеров. Они задерживаются там на 2-3 недели. Почему же клиенты отправляют свои грузы во Владивосток? Потому что рассчитав общее количество времени, — 30-35 дней, они думают, что провезти товар таким образом будет быстрее. Но они не берут в расчет, что контейнер может «зависнуть» на 2-3 недели. И это точно будет дольше, чем если контейнер прибудет в порт Санкт-Петербурга или Прибалтики, а далее автовозом будет доставлен на таможню в Москву. Такие нюансы, которые мы учитываем, и есть правильность подбора маршрута.

Также при построении маршрута и выборе СВХ (склада временного хранения) мы обязательно ориентируемся на адрес склада выгрузки клиента. СВХ, где будет производиться таможенное оформление, должен находиться в пределах оптимального маршрута. Это позволяет избежать перепробега автотранспорта, сэкономить время на доставку груза, а также оптимизировать финансовые затраты на доставку. Здесь мы, конечно, не говорим о товарах, на которые Федеральной таможенной службой установлены определенные места доставки, так как в данном случае мы обязаны привезти груз на тот СВХ, который установлен законодательно для данной группы товаров (напр.: таможенное оформление бижутерии обязательно производится на акцизном посту, поехать на ближайший к складу клиента СВХ в этом случае не получится). Хотя мы все равно стараемся из установленного перечня выбирать те пункты, которые находятся ближе всего к складу выгрузки.

Как правильно оформить товаросопроводительные документы?

Есть 3 основных момента, на которые мы обращаем внимание.

Для правильного оформления товаросопроводительных документов в первую очередь мы открываем контракт купли-продажи товара между продавцом и покупателем, и смотрим, какие условия там прописаны: сроки оплаты, поставки, какие именно документы должен предоставить отправитель, характер перевозимого груза.

Проверка остального комплекта документов базируется именно на условиях, прописанных в контракте. Инвойс оформляется на основании контракта, пакинг оформляется уже на основании контракта с привязкой к инвойсу. Все приложения, спецификации или дополнительные соглашения также основываются на положениях контракта.

Мы проверяем все условия по договору, после чего оформляем дальнейшие документы. Нам необходимо понять, на каких условиях мы грузим, а также, что входит в понятие «стоимость товара». Есть ли какие-то дополнительные расходы, которые должен оплатить клиент, или какие-то расходы на себя берет продавец груза, например, доставку и страховку.
В зависимости от условий поставки и от того, что прописано в договоре, мы начинаем оформлять все товаро-транспортные сопроводительные документы.

Для отгрузки, например, из Китая, нам нужны только инвойс и пакинг, чтобы мы могли оформить экспорт на отгружаемую партию товара. Когда он приходит из Китая в транзитный порт, нам нужно иметь правильную маркировку, корректно оформленные документы, чтобы все данные соответствовали реальности. Если груз весит 5 тонн, то в документах не должно быть указано 4,9 тонны или 5,2 тонны. То же самое и с маркировкой. Она должна быть нанесена на грузовое место и на товар согласно требованиям законодательства. Если маркировка отсутствует, то это административное правонарушение и, как следствие, проблемы на таможне, если вас вообще допустят до этого этапа оформления.

Мы согласовываем все документы, проверяем, чтобы все соответствовало, даем четкие инструкции по маркировке и упаковке, и только после этого грузим партию товара в транспортное средство. В этом случае не будет проблем и вопросов, сложностей в пути.

Узнать подробнее

LogiArt — логистический оператор, который осуществляет все виды перевозок и может комбинировать их при необходимости для удобства клиента. С каждым заказчиком работа ведется индивидуально. При выборе способа доставки учитываются потребности вашего бизнеса и специфика груза. Также компания предоставляет услуги консолидации товара и его декларирования. Профессионалы готовы проконсультировать вас по любым вопросам и проверить качество продукции перед отправкой.
Обратиться в LogiArt

7 вещей, которые нужно знать для организации логистики с Китаем и странами Юго-Восточной Азии
Без ущерба для бизнеса: как организовать международную перевозку грузов
Как обеспечить безопасность грузов при международных перевозках
Морские перевозки в торговле: как организовать качественную логистику