Мэри Голд
Мэри Голд
26 января 2021

Как бороться с выгоранием?

Наступит время, когда некоторые из ваших сотрудников «выгорят». В таких случаях крайне важно не допустить осложнений «заболевания», поскольку оно может стоить бизнеса. Чтобы решить проблему, менеджеры должны безошибочно определять признаки синдрома у работников.

Что такое выгорание?

Выгорание наступает, когда сотрудники испытывают эмоциональное, умственное и физическое истощение. Обычно из-за длительного стресса. Оно не является официальным медицинским диагнозом, но часто связано с другими психическими расстройствами.

Почему выгорание негативно сказывается на бизнесе?

Выгорание приводит к потере производительности, текучке кадров и дополнительным расходам на здравоохранение (от 125 до 190 миллиардов долларов в год), сообщают в блоге When I work. Естественно, все это скажется на чистой прибыли вашего бизнеса.

А вот работников выгорание может довести до летального исхода. Согласно исследованию Гарвардской школы бизнеса, стресс, связанный с работой, становится причиной смерти более 120 000 американцев в год.

Что вызывает выгорание у сотрудников?

Аналитическая компания Gallup выделила пять основных причин:

  1. Несправедливое обращение: сотрудники видят его в предвзятости, фаворитизме и незаслуженном вознаграждении других работников.
  2. Нагрузка: ошеломленные сотрудники будут смотреть на понимающих менеджеров как на защитников, а «плохой» начальник станет настоящим врагом.
  3. Неясность ролей: персонал не понимает, чего от него требует шеф.
  4. Отсутствие коммуникации: босс ничего не знает о жизненной ситуации подчиненных.
  5. Нехватка времени: серьезная проблема возникает, когда дедлайны ставят те, кто не понимает, сколько времени нужно для получения качественного результата.

Страх и мотивация: должны ли сотрудники бояться руководителя и какие у этого есть альтернативы

Признаки выгорания

Работники, страдающие этим диагнозом, могут заметить за собой следующие симптомы:

Хроническая усталость: сначала вы можете чувствовать потерю энергии, позже начнете бояться грядущих дней.

Бессонница: на ранней стадии длится одну или две ночи в неделю. Дальше она будет «посещать» вас ежедневно. Как бы вы ни устали, все равно не сможете уснуть.

Недостаток концентрации: вы не можете сосредоточиться, становитесь забывчивым.

Физические симптомы: боль в груди, одышка, желудочно-кишечные проблемы, головокружение, учащенное сердцебиение и головные боли.

Частые заболевания: стресс ослабляет иммунную систему.

Потеря аппетита: на ранних стадиях выгорания вы пропустите несколько приемов пищи, в то время как на более поздних полностью потеряете аппетит и, соответственно, вес.

Гнев: напряжение и раздражительность могут перерасти во вспышки гнева и привести к спорам с коллегами и начальством.

Депрессия: от печали и безнадежности до состояния «я в ловушке» и ощущения никчемности.

Потеря удовольствия: начинается с простого нежелания идти на работу.

Пессимизм: вы смотрите на жизнь так, будто ваш стакан всегда наполовину пуст.

Изоляция: жертвы выгорания избегают общения с другими.

Отстраненность: наблюдается у тех сотрудников, кто часто «болен», регулярно опаздывает и сторонится звонков и писем.

Апатия или безнадежность: может проявляться как ощущение, что ничего не имеет значения или нет смысла что-либо делать.

Раздражительность: возникает, когда сотрудник чувствует себя неэффективным, недооцененным или словно ничего не может сделать правильно.

Отсутствие продуктивности: появляется масса работы, с которой никогда не справиться.

5 качеств, которые сотрудники хотят видеть в своем боссе

Как поддержать выгоревших сотрудников?

Руководитель компании должен иметь план помощи сотрудникам, которые испытывают выгорание.

Во-первых, проводите анонимные опросы. Дайте сотрудникам шанс оценить собственное психическое здоровье. Обучите себя и их распознавать психические проблемы. Сохраняйте конфиденциальность любых разговоров на эту тему.

Во-вторых, покажите работникам, что вы их цените. Можете предложить такие мелочи, как подарочные карты или бесплатный обед по окончании сложного проекта. Высказывайте публичную благодарность за тяжелую работу перед всеми коллегами.

В-третьих, избегайте наказаний. Для менеджера выгорание сотрудника выглядит так: высокоэффективный работник внезапно становится непродуктивным. Не зная контекста, шеф способен принять карательные меры, что только усугубит ситуацию. Прежде чем прибегнуть к наказанию, задайте себе пару вопросов: это типичное поведение для такого человека? Изменилась ли его рабочая нагрузка или обязанности?

В-четвертых, хотя это кажется очевидным, можно легко забыть, что у сотрудников есть жизнь вне офиса. Как менеджер вы должны делать все возможное, чтобы знать, что происходит в их личной жизни. Так при необходимости вы скорректируете их рабочий график или как минимум будете иметь представление, если что-то личное повлияет на скорость выполнения поручений.

В-пятых, корпоративная культура — наше все. Шефу следует знать о любых конфликтах в коллективе, изменениях рабочей нагрузки и общем моральном состоянии сотрудников.

Главный редактор Heroine Дарья Харченко рассказала, как выстраивала отношения с подчиненными:

Моя команда — мой самый главный ресурс, поэтому я всегда внимательна к их душевному, физическому и психологическому здоровью. В нашей работе я лично культивирую несколько традиций. Первое — открытый диалог. Мои подчиненные всегда могут сказать мне о своих проблемах, будь то неудобство рабочего места или падение мотивации. Я ценю честность и своевременность таких заявлений. Далее — качественный перерыв. Я поощряю сотрудников делать небольшие перерывы, но время проводить с пользой для головы. Прогулка, чашка кофе, разговор на отвлеченную тему либо просто медитация на диване. Наконец, поддержание корпоративного духа. Я в принципе стремлюсь поддерживать с коллегами теплые дружеские отношения и на своем примере показывать важность и ценность нашей работы. А для поднятия настроения всегда есть корпоративы, мини-собрания, чаты и небольшие подарки от меня.