Ушел, но обещал вернуться: стоит ли принимать ушедших сотрудников обратно
Работник — не бумеранг: уйдет — не вернется. Или вернется? По данным исследования Superjob, 46% опрошенных россиян готовы вновь прийти на прежнее место работы при условии повышения зарплаты, 15% — если им улучшат условия труда или сделают более комфортный график. Еще 8% заявили, что смена руководства станет весомой причиной для возвращения. Итого: более половины респондентов не прочь второй раз «войти в ту же воду». Поэтому перед работодателями встает вопрос: стоит ли принимать таких специалистов обратно? Разберёмся в нашей статье.
В чём была причина
Для сотрудника поводом вновь вернуться на прежнее место работы может послужить как его собственное желание, так и предложение руководителя занять, например, новую должность или прийти на ту же самую, но на новых условиях. И когда встает вопрос о том, стоит предлагать бывшему работнику оффер или нет, необходимо проанализировать причины, по которым он уволился, и обстоятельства, сопутствовавшие этому.
Поводы для увольнения по собственному желанию могут быть самые разные:
- Личные обстоятельства: переезд в другой город или даже район, изменения в семье (например, появление ребенка), необходимость ухода за родственниками. Еще одна причина — выгорание: довольно часто такое состояние требует длительного перерыва и отдыха или вовсе смены деятельности.
- Неприемлемая рабочая среда: например, когда не устраивает руководитель, в коллективе возникают трудности с коммуникацией, нездоровая конкуренция или токсичные коллеги, а также не подходящие условия труда.
- Более выгодное предложение: когда «переманили» конкуренты или на рынке вакансий появилось предложение, которое способствует карьерному росту и развитию определенных компетенций. А возможно, рекрутер предложил более высокую оплату труда, подходящий график или формат работы.
- Карьерный потолок: если сотрудник понимает, что на текущем месте работы он добился максимума и расти дальше некуда, он может искать компанию, открывающую перед ним новые перспективы.
- Потребность попробовать что-то новое: допустим, сменить сферу деятельности полностью, открыть свое дело или просто перейти на фриланс.
Когда речь идет о причинах и сопутствующих увольнению обстоятельствах, имеет смысл проанализировать: изменились ли факторы, которые повлияли на решение сотрудника, или его требования к ним? И какие причины побуждают его вновь вернуться на прежнюю работу?
Например, если он уволился из-за переезда в другой город, а сейчас приехал обратно, вполне вероятно, его возвращение пойдет организации на пользу. Возможно, ранее работника не устраивали отношения с руководством, которое за время отсутствия специалиста сменилось: тогда с большей вероятностью в новом коллективе он сумеет полностью реализовать свой потенциал.
Кроме того, важно учитывать, какие обстоятельства сопутствовали увольнению: насколько ответственно сотрудник ввел в курс дела принятого на его место специалиста, не оставил ли после себя незавершенных задач или ошибок, которые исправляли всей командой, на какой ноте завершилось сотрудничество.
Брать или не брать
Важным фактором для принятия непростого решения является анализ плюсов и минусов бывшего специалиста.
Негативные последствия возвращения старого сотрудника представлены ниже.
- Если должность, на которую вы планируете его пригласить, вакантная, возможно, вы упустите более перспективных специалистов, которые могут привнести свежие идеи и обладать компетенциями, которых у прежнего работника нет.
- Он внесет разлад в коллектив: если причина его возвращения — отсутствие более привлекательных вариантов, он наверняка будет сетовать и обсуждать с коллегами свое решение. Выходит, ранее не устраивающие его факторы не изменились, а значит, вряд ли придется рассчитывать на высокий уровень лояльности, мотивации и вовлечённости.
- Сотрудник будет трудиться так, как привык: за время его отсутствия условия работы могли измениться, а так как у него уже сформировался привычный подход к обязанностям на текущем месте, он может продолжить действовать по старинке, не желая адаптироваться к новым факторам.
- Такой специалист может уйти снова: если причина возвращения — отсутствие более привлекательных предложений, то как только они появятся, он их с удовольствием рассмотрит.
Как плюсы в том, чтобы взять сотрудника обратно?
- Меньше риск ошибиться с выбором: если привлечение нового кандидата подразумевает, что он может не справиться с обязанностями или не влиться в коллектив, то прежний сотрудник — открытая и прочитанная книга. Вы уже знаете, на что он способен, и вряд ли разочаруетесь.
- Не нужно особенно вкладываться в обучение и адаптацию: максимум — сообщить об изменениях за период его отсутствия, что не требует больших финансовых и временных затрат.
- У него могут быть свежие идеи: например, если увольнение было связано с переездом и работой в другой компании. За время отсутствия он мог приобрести новые знания, пройти дополнительное обучение, вдохновиться и набраться опыта: это позволит ему посмотреть под иным углом на свои прежние обязанности.
В конце концов, если возвращение бывшего работника происходит на позитивной волне, для других членов команды это может стать очень вдохновляющим событием: ведь если «бывшие» возвращаются, значит, компания действительно стоит того, чтобы в ней работать. К тому же всегда приятно видеть в коллективе знакомые лица.
Не принимайте эмоциональные решения, обдумывайте и взвешивайте все «за» и «против». При таком подходе вероятность совершить ошибку о принятии на работу или отказе в трудоустройстве будет минимальна.