Правила разрешения конфликтов на рабочем месте
Конфликты — обычная составляющая нашей жизни: они неизбежны как в личных, так и в рабочих взаимоотношениях. Поэтому один из важнейших навыков и для управленца, и для линейного сотрудника — умение разрешать сложные ситуации и возникшие разногласия. Разберем популярные причины конфликтов в коллективе, возможные последствия и способы их устранения, чтобы вам не пришлось встречаться «после работы за курилкой» на дуэли.
Почему люди ссорятся на работе
В январе 2023 года исследовательский центр портала Superjob.ru опубликовал результаты опроса, посвященного теме конфликтов на работе: 36% респондентов сказали, что у них был такой опыт, а поводом становились самые разные факторы (как деловые противоречия, так и личные). При этом порядка 37% опрошенных признались, что у них случались ссоры с их руководством.
Самые популярные причины конфликтов на работе перечисляем ниже.
- Разные взгляды сотрудников на те или иные проблемы, отличия в темпераменте, сфере интересов. По данным зарубежных исследований, почти половина разногласий связана именно с несовпадениями личного характера.
- Разлад в командной работе: например, когда один из участников проекта плохо справляется со своими задачами, что негативно влияет на общий результат.
- Конкуренция, при которой стремление оказаться более эффективным, нежели коллега, оборачивается прямой ссорой с «соперником».
- Трудности в распределении рабочих полномочий, из-за которых кому-то в команде кажется, что одни люди выполняют меньше задач, чем другие.
- Влияние стрессовых факторов. Например, если в компании некомфортные условия труда или кто-то из сотрудников позволяет себя нелицеприятные высказывания в адрес коллеги.
Какой бы ни была причина, простое несовпадение во взглядах и недопонимание могут перерасти в масштабное противостояние коллег друг с другом, что, разумеется, сказывается на деятельности всей компании.
К чему приводят регулярные конфликты в коллективе
- Формируется напряженная обстановка: так или иначе, сложные отношения между двумя работниками влияют на остальных членов команды. Кому-то интересно обсудить происходящее, кто-то поддерживает одну или другую сторону. Если проблема не решается, нервозность передается большинству сотрудников, и в результате снижается общая продуктивность.
- Постепенно может сформироваться такой формат общения, где «токсичность» и регулярные стычки являются нормой.
- Нездоровая атмосфера в коллективе приводит к текучке кадров.
- Отношение сотрудников к своим обязанностям меняется: падает вовлеченность, снижается ответственность за выполнение поставленных перед ними задач.
- Репутационные риски: если работники более халатно относятся к должностным полномочиям, ухудшается уровень сервиса, меняется в худшую сторону взаимодействие компании с клиентами, подрядчиками. Это влияет на общий имидж компании.
Что делать с конфликтом на рабочем месте
Многое зависит от того, являетесь вы участником конфликта или обнаружили, что конфронтация возникла, например, между вашими подчиненными.
Если вы — одна из «враждующих» сторон, постарайтесь разрешить проблему следующим образом.
- Предложите второму участнику конфликта обсудить сложившуюся ситуацию: постарайтесь встретиться там, где ваша коммуникация будет вне поля зрения остальных сотрудников.
- Выслушайте претензии коллеги и озвучьте свои. Постарайтесь использовать «я-высказывания» и избегать оценочных суждений: например, вместо «Ты плохо справляешься со своими задачами» говорить «Я не могу перейти к работе со своей зоной ответственности, когда не выполнена предыдущая цель».
- Обсудите ваши взгляды на решение сложившейся ситуации и постарайтесь найти вариант, который устроит обоих.
- Если договориться не удается, можно обратиться за помощью к руководителю.
Как урегулировать конфликт, если в нём участвуют ваши подчиненные, описываем ниже.
- Поговорите с участниками ссоры, чтобы установить причину конфронтации и прояснить ожидания сторон. Предварительно создайте комфортные условия для переговоров и будьте готовы выслушать каждого. Иногда разногласия трудно устранить просто потому, что сотрудники не могут обсудить свои претензии. Возможно, простой беседы с вашим участием будет достаточно.
- Оцените, насколько ситуация серьезная и какие меры требуются для ее устранения: в каких-то случаях подчиненные могут сами прийти к компромиссу, а где-то будет необходимо ваше участие. Например, вы можете предложить варианты и решения, которые устроят обе стороны.
- Вмешивайтесь в конфликт достаточно твердо в том случае, когда возникает инцидент, у которого могут быть неприятные последствия: например, в результате конфронтации страдает производственный процесс или звучат угрозы коллег в адрес друг друга.
- Обеспечьте профилактику и старайтесь работать на опережение: например, можно обратиться за помощью к HR-менеджеру и создать инструкции по разрешению спорных ситуаций и конфликтов.
- Подавайте личный пример: старайтесь урегулировать возникающие противоречия с другими членами команды в самом начале, не доводя до конфликта, придерживаясь тех же принципов, о которых речь шла выше.