Анна Жуковская
Анна Жуковская
15 января 2024

Люди со стороны: каких специалистов можно брать на аутсорсинг

Привлечение специалистов «со стороны» является распространенной практикой в бизнесе, особенно когда компания находится на старте своего развития. Действительно: почему бы не поручить задачи, отнимающие массу времени, подрядчику, который справится с ними быстрее и зачастую лучше? Сегодня обсудим, каких специалистов и когда можно брать на аутсорсинг, а каких не стоит.

Что такое аутсорсинг

К нему относится передача другим организациям конкретных задач или процессов, которые для компании не являются основными.

Допустим, часто фирмы «делегируют» подрядчикам выполнение функционала в области юриспруденции, маркетинга, бухгалтерии, уборки помещений и т.д. Аутсорсинг выручает в тех случаях, когда содержание собственных сотрудников для решения определенных вопросов нецелесообразно: например, небольшой компании нужно время от времени вносить обновления и корректировки на свой сайт. Постоянный специалист для такой задачи ни к чему, а вот заключить договор со сторонней компанией, которая по необходимости будет оказывать конкретные услуги, намного удобнее.

В чём преимущества аутсорсинга? Тут всё очевидно:

  • Экономическая выгода: не нужно заниматься оборудованием рабочего места, подбором и обучением персонала, можно сократить расходы на налоги, страховые взносы, отпуск. Допустим, вы заключили договор с компанией, оказывающей бухгалтерские услуги: раз в квартал вам готовят и сдают отчетность, а вы оплачиваете указанную сумму. Это выгодно и удобно.
  • Возможность привлечь специалистов с большим опытом, содержать которых в штате нет финансовой возможности: скажем, профессиональный маркетолог — недешевое удовольствие. Если вам необходимы услуги в области маркетинга для работы над конкретным проектом, формат аутсорсинга позволит обойтись меньшими расходами.
  • Оптимизация численности персонала. Когда специалист трудится в штате, ему нужно платить заработную плату вне зависимости от уровня его загруженности. А если ваша компания работает в формате проектной деятельности, удобнее будет привлекать для выполнения конкретных задач сторонние организации.
  • Снижение нагрузки на штатных сотрудников: вместо того, чтобы обучать копирайтера настраивать контекстную рекламу и загружать лишними обязанностями, можно освободить ему время на подготовку текстов и найти подрядчика.

Есть и риски: например, люди «со стороны» в ходе работы над проектом могут получить доступ к конфиденциальной информации, разглашение которой нанесет компании урон. Или выполнить поставленную задачу плохо, что также негативно влияет на деятельность организации.

Какие задачи можно отдавать на аутсорсинг

Например:

  • Бухгалтерские услуги: особенно в небольших компаниях, в которых не так много сотрудников, но есть необходимость регулярно сдавать налоговую отчетность. Или, наоборот, в крупном бизнесе, где подобная деятельность требует высокой экспертизы.
  • Юридическое сопровождение: время от времени каждой организации требуется работа с документами, спорными вопросами, услуги по сопровождению сделок, консультированию по сложным правовым вопросам и изменениям в законодательстве. Однако держать для этого штатного юриста не всегда выгодно.
  • Маркетинговые задачи: можно делегировать как всё направление, так и отдельные функции. Например, контент-маркетинг, разработку рекламной стратегии и ее реализацию, настройку рекламы, работу с социальными сетями и т.д.
  • IT-задачи: от обслуживания компьютерной и оргтехники, обеспечения информационной безопасности, облачных решений до разработки, создания и сопровождения IT-структуры компании.
  • Административно-хозяйственную деятельность: клининг, логистику, организацию питания сотрудников, закуп расходных материалов и т.д.

Когда стоит подумать о привлечении сторонних организаций для решения конкретного спектра задач?

  • При необходимости сократить расходы компании: например, ваш бизнес находится на старте или возникли определенные финансовые трудности.
  • Если нужно сосредоточиться на решении ключевых задач, необходимых для развития и масштабирования проекта: в таком случае делегирование вопросов «второго порядка» на аутсорсинг позволит сконцентрироваться на том, что важно.
  • Необходима помощь более опытных специалистов, но нет возможности нанять их в штат: допустим, у вас есть постоянный бухгалтер, но так как компания растет и приходят новые сотрудники, он не справляется с объемом задач. Или возникли трудности, решить которые не позволяют его компетенции.
  • В случае быстрого роста и нехватки штатных специалистов для выполнения текущих задач: их обучение и подготовка требуют времени, а рутинная работа не ждет. В таком случае привлечение готовых кадров позволит быстро решить вопрос.

Какие задачи нельзя делегировать сторонним подрядчикам

Многие эксперты в области развития бизнеса сходятся во мнении, что отдавать на аутсорсинг нельзя обязанности, которые являются основным направлением деятельности бизнеса.

Например, если вы занимаетесь маркетингом, не имеет смысла привлекать к работе над ключевыми проектами сторонние организации: в таком случае ставится под сомнение уже ваша экспертность и профессионализм. По крайней мере, с точки зрения клиента это будет именно так.

Аутсорсинг предоставляет компании дополнительные возможности для развития: главное — правильно определить спектр задач, которые вы планируете делегировать, и закрепить сотрудничество договором, который составлен юридически грамотно.

Склады, магазины, логистика — как аутсорсинг грузчиков помогает бизнесу

Простые инструменты, которые помогут автоматизировать бизнес-процессы