Согласно исследованиям, по итогам 2022 года в России наблюдался дефицит не только высококвалифицированных работников, но и линейных сотрудников: грузчиков, официантов, курьеров. Рынок этих профессий фактически принадлежит соискателям, то есть вакансий больше, чем резюме. Однако самая большая проблема линейного персонала в «текучести» кадров – они меняют место работы в среднем раз в год. Такие специалисты часто имеют несколько мест работы или заинтересованы в компаниях с более лояльным отношением к сотрудникам. Поэтому удержать таких профессионалов становится все труднее. Вместе с HR-аналитиком компании HR Альянс расскажем, что происходит на рынке труда и какие специалисты будут пользоваться повышенным спросом в 2023 году.
Что сейчас происходит на рынке труда
В 2023 году работодатели кардинально поменяли главную HR-стратегию – теперь основная задача бизнеса не найм новых сотрудников, а удержание имеющихся кадров. Согласно исследованию, такой подход предпочли 71% HR-специалистов. При этом остаются востребованными формат фриланса и аренды кадров.
На рынке все так же в дефиците остаются технические специалисты, особенно инженеры. Выпускники школ не хотят обучаться специальностям производственного сектора и работать в тяжелых условиях. Непросто найти персонал на позиции комплектовщика, водителя, грузчика, повара, сварщика. Каждый работодатель стремится взять на работу молодого и активного сотрудника, так как обязанности предполагают высокую физическую активность, коммуникабельность и гибкость в профессиональных компетенциях. Однако чаще всего молодежь выбирает работу проще и прибыльнее.
В прошлом году работодатели ожидали, что закрытие иностранных компаний в России принесет рынку множество новых кадров. Этого не случилось, поэтому спрос на линейный персонал до сих пор растет. Также уменьшился поток соискателей из стран СНГ и регионов, так как люди не спешат рисковать и менять место жительства в сложившейся нестабильной ситуации.
Как нехватка сотрудников отразилась на рынке
Из-за нехватки линейных сотрудников бизнес начал конкурировать за кадры – это привело к переманиванию работников. Бизнес не справлялся с текучкой обычными методами удержания, поэтому компаниям пришлось предлагать более высокую оплату за тот же труд. Особенно сильно страдают от конкуренции строительство, машиностроение и отрасль e-commerce.
В итоге зарплаты линейного персонала стали сопоставимы с зарплатами квалифицированных кадров. Например, зарплата резчика по дереву сравнялась с зарплатой среднего IT-специалиста. По данным hh.ru, за год зарплаты в сфере производства выросли на 14%, в сфере строительства на 7%, в транспортной области на 9%, для рабочего персонала на 11%. В этих профобластях динамика зарплат выше среднерыночной.
Естественно, работники тоже чувствуют свою востребованность на рынке труда, поэтому их уровень ожидания от вакансий растет. Из-за нехватки персонала они могут перебирать предложения и выбирать наиболее подходящее. В первую очередь они ориентируются на зарплату, затем на быстрый отклик компании, отношения в коллективе и удобный график. Чтобы соответствовать этим запросам, компаниям тоже приходится менять бизнес-процессы. Теперь при приеме сотрудника они выбирают более личный подход: предлагают льготы, оплачивают летние лагеря детям сотрудников, организовывают досуг, оплачивают жилье и питание и так далее.
Как набирают линейный персонал профессионалы
Работодателям, которые хотят преуспеть в найме линейного персонала необходимо изучить все нюансы работы с ними: найти эффективные каналы для поиска и постоянно мониторить их, придумать систему проверки кандидатов, изучить все правовые вопросы работы и ориентироваться на опыт найма крупных компаний. Эксперт компании HR Альянс рассказал, как у них происходит процесс поиска и найма сотрудников.
Александр Воробьёв, HR-аналитик: Мы подходим к работе одинаково успешно и ответственно, когда сотрудничаем с региональным средним бизнесом и компанией-гигантом. Организация самого процесса почти не отличается. Крупная компания просит много – у нее большие запросы и высокая потребность. Таким компаниям интереснее заниматься бизнесом, а не отвлекаться на мелкие операционные задачи. Мы это уважаем и берем задачи на себя, объемы нас не пугают.
В HR Альянс мы ориентируемся на найм линейного персонала и можем набирать хоть 500 сотрудников в месяц. Успеваем выполнять такой объем, потому что хватает рабочих рук. А еще у нас есть тайные знания – мы создаем клонов как в Звездных Войнах! Карты на стол выкладывать не могу, но скажу, что на одном рекрутере кратно больше соискателей, чем в обычной фирме.
Если без шуток, то мы просто лезем во все и сразу. У нас есть IT-технологии, промо-материалы, методы классического подбора, собственные базы и много всего другого. Наша философия в том, что мы искренне уверены в своей цели, и в том, что можем найти работу абсолютно любому человеку. Мы не просто предлагаем вакансии соискателям, а сперва узнаем, что нужно человеку, какие у него запросы и ожидания, где ему было бы комфортно, затем даем выбор. Это важно, как для точечного рекрутинга, так и для массового аутсорсинга.
Реальный кейс найма сотрудников для крупной фирмы
Многие крупные игроки бизнеса доверяют процесс найма сотрудников компаниям, которые являются специалистами в этой области. HR Альянс занимается аутсорсингом персонала для многих известных брендов. Эксперт компании поделился кейсом сотрудничества с компанией-гигантом «Бургер Кинг».
Александр Воробьёв, HR-аналитик: Изначально мы были эксклюзивным партнером для БК в вопросах найма линейного персонала – искали работников на вакансии поваров, кассиров, уборщиков. Спустя годы сотрудничества, мы остаемся самым ключевым партнером в вопросах подбора линейного персонала.
Каждый месяц мы нанимаем от 300 сотрудников в рестораны БК по всей стране. Закрываем все потребности компании от Москвы до Хабаровска. В сезон высокого спроса – например, к концу лета и в середине осени – нанимаем от 400 сотрудников. Каждый день на свои рабочие места выходят 1200-1400 наших сотрудников для БК. За все годы сотрудничества привели для них около 10000 сотрудников. Просто представьте скольким соискателям позвонили и сколько собеседований провели!
Для каждого сотрудника мы прямой работодатель. Это значит, что мы отвечаем за выплату ЗП каждый месяц, контролируем выход на смену, выплачиваем больничные, следим за документами. Наши менеджеры находятся на связи круглосуточно, чтобы решать проблемы наших сотрудников.
Сейчас найм линейного персонала становится как никогда актуальным, потому что приближается лето и сезон отпусков. Многие отели и гостиницы наблюдают дефицит рабочей силы: не хватает подсобных рабочих, мойщиков, грузчиков и горничных. Чтобы решить любую проблему в найме персонала, можно обратиться к компании HR Альянс. Например, вы можете привлекать персонал через аутсорсинг. HR Альянс возьмет на себя весь функционал по найму и контролю синих воротничков, а также освободит вас от лишней нагрузки. Компания поможет сократить издержки на банковское обслуживание и снять нагрузку с бухгалтерии, обезопасить себя от неявки сотрудников в самый разгар работы и сэкономить на фонде оплаты труда. HR Альянс усовершенствует ваши бизнес-процессы и освободит время для более важных задач.