Кадры
11 сентября, 2024

Что такое коллективный договор и для чего он нужен бизнесу

Разбираемся, в чем заключается отличие от трудового договора и как его правильно составить.

Отношения между сотрудниками и работодателем могут регулироваться разными видами документов, одним из них является коллективный договор — в нем можно прописать множество параметров, которые позволят обеим сторонам быть уверенными в деталях сотрудничества. Сегодня решили обсудить, в чем его особенности, является ли он обязательным и как правильно составить этот документ.

Что такое коллективный договор и для чего он нужен бизнесу

Так называют документ, который регулирует отношения работодателя и сотрудников компании, заключаемый, как правило, по инициативе последних — его условия распространяются на всех членов команды и направлены на то, чтобы улучшить условия труда специалистов.
В отличие от трудового, который заключается лично с каждым сотрудником, коллективный, как не сложно понять из названия, определяет отношениями между всеми работниками, при этом он не является обязательным: если отдельные члены команды не проявляют желания его подписывать, документ вовсе не обязательно разрабатывать. Кроме того, он не подлежит расторжению по инициативе работодателя и чаще всего действует сроком до трех лет.

Что дает данный документ компании?

Для работников документ становится дополнительной гарантией обеспечения работодателем перечисленных в нем условий — они могут касаться начисления льгот, условий оформления отпуска, выплаты пособий и т. д. За нарушение прописанных в нем условий работодатель несет административную ответственность — ему может быть назначен штраф в размере до 5 тысяч рублей.

Как заключить коллективный договор

Шаг первый — необходимо подготовить уведомление о том, что стороны начали обсуждать подготовку будущего документа. А затем потребуется выбрать представителей работодателя и коллектива сотрудников, которые будут участвовать в переговорах. Данные действия обозначаются отдельным приказом.

Шаг второй — начать обсуждение проекта договора и пунктов, которые в нем будут прописаны.

Чаще всего он регулирует следующие вопросы:

На данном этапе стороны выступают с предложениями о включении в документ определенных норм, ведут переговоры и приходят к обоюдному согласию. Чтобы обсуждения шли продуктивно, их периодичность также необходимо утвердить заранее. Как правило, в течение трех месяцев договоренности должны быть достигнуты.

Шаг третий — подготовка договора и его регистрация. После того как члены команды его утвердили и согласовали, нужно подписать документ, а затем, не позднее чем в течение недели, работодатель должен отправить его в трудовую инспекцию. В течение месяца он находится на проверке, после чего возвращается отправителю.

Шаг четвертый — договор действует сроком до трех лет, и если одна из сторон хочет внести правки, они должны быть также согласованы после переговоров всеми участниками, об изменениях потребуется сообщить в орган по труду. После того как срок действия документа истек, его можно перезаключить.

Как помочь сотрудникам после декрета войти в рабочую колею

«Накрутка» опыта в резюме: как распознать нечестного кандидата

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: