Отношения между сотрудниками и работодателем могут регулироваться разными видами документов, одним из них является коллективный договор — в нем можно прописать множество параметров, которые позволят обеим сторонам быть уверенными в деталях сотрудничества. Сегодня решили обсудить, в чем его особенности, является ли он обязательным и как правильно составить этот документ.
Что такое коллективный договор и для чего он нужен бизнесу
Так называют документ, который регулирует отношения работодателя и сотрудников компании, заключаемый, как правило, по инициативе последних — его условия распространяются на всех членов команды и направлены на то, чтобы улучшить условия труда специалистов.
В отличие от трудового, который заключается лично с каждым сотрудником, коллективный, как не сложно понять из названия, определяет отношениями между всеми работниками, при этом он не является обязательным: если отдельные члены команды не проявляют желания его подписывать, документ вовсе не обязательно разрабатывать. Кроме того, он не подлежит расторжению по инициативе работодателя и чаще всего действует сроком до трех лет.
Что дает данный документ компании?
- Минимизирует риск конфликтных или спорных ситуаций, связанных с выплатой бонусов, льгот, дополнительных пособий и т. д.
- Усиливает бренд работодателя, поскольку гарантирует соблюдение согласованных условий всем без исключения членам коллектива — значит, вновь трудоустроенные сотрудники также получают их по умолчанию. Как итог, в компанию с большей охотой устраиваются работать высококвалифицированные кадры.
- Сокращает документооборот, так как при отсутствии коллективного договора работодатель обязан составлять локальные нормативные акты, регулирующие дополнительные права и обязанности сотрудников и компании.
Для работников документ становится дополнительной гарантией обеспечения работодателем перечисленных в нем условий — они могут касаться начисления льгот, условий оформления отпуска, выплаты пособий и т. д. За нарушение прописанных в нем условий работодатель несет административную ответственность — ему может быть назначен штраф в размере до 5 тысяч рублей.
Как заключить коллективный договор
Шаг первый — необходимо подготовить уведомление о том, что стороны начали обсуждать подготовку будущего документа. А затем потребуется выбрать представителей работодателя и коллектива сотрудников, которые будут участвовать в переговорах. Данные действия обозначаются отдельным приказом.
Шаг второй — начать обсуждение проекта договора и пунктов, которые в нем будут прописаны.
Чаще всего он регулирует следующие вопросы:
- Систему оплаты труда. Например, она не может быть ниже минимального размера оплаты труда, но если компания хочет выплачивать заработную плату, превышающую его, она может обозначить это в коллективном договоре: так работодатель гарантирует данную выплату всем членам команды. Также в документ можно включить правила, касающиеся индексации заработной платы сотрудников — допустим, прописать что она проводится раз в год или полгода.
- Отпуска — помимо того, что каждый сотрудник, согласно ТК РФ, имеет право на 28 дней отдыха и на денежные выплаты за этот период от компании, коллективный договор может регламентировать длительность отпуска в большую сторону, обозначать конкретный график отпусков разных специалистов и т. д.
- Льготы, пособия, компенсации для сотрудников — например по желанию работодатель может оплачивать членам команды обучение, возмещать стоимость определенного перечня медицинских услуг, выплачивать пособия и т. д. Нет четких ограничений, поэтому данные условия могут быть установлены на усмотрение сторон по обоюдному согласию.
На данном этапе стороны выступают с предложениями о включении в документ определенных норм, ведут переговоры и приходят к обоюдному согласию. Чтобы обсуждения шли продуктивно, их периодичность также необходимо утвердить заранее. Как правило, в течение трех месяцев договоренности должны быть достигнуты.
Шаг третий — подготовка договора и его регистрация. После того как члены команды его утвердили и согласовали, нужно подписать документ, а затем, не позднее чем в течение недели, работодатель должен отправить его в трудовую инспекцию. В течение месяца он находится на проверке, после чего возвращается отправителю.
Шаг четвертый — договор действует сроком до трех лет, и если одна из сторон хочет внести правки, они должны быть также согласованы после переговоров всеми участниками, об изменениях потребуется сообщить в орган по труду. После того как срок действия документа истек, его можно перезаключить.
Как помочь сотрудникам после декрета войти в рабочую колею
«Накрутка» опыта в резюме: как распознать нечестного кандидата