В связи с постепенным снятием ограничений, вызванных пандемией коронавируса, многие компании задумываются о возвращении сотрудников в офис. Психотерапевт Стефани Саркис рекомендует руководителям прежде, чем распахнуть двери, задуматься о ряде важных вопросов. По ее мнению, на текущий момент от действий начальства зависит, смогут ли люди адаптироваться к прежнему формату работы, а главное — сохранить свое здоровье.
Будьте честны
«В первую очередь вы должны уяснить, что большинство сотрудников хотят остаться дома, поскольку боятся заболеть. По этой причине вы должны привести аргументированные доводы, которые убедят работников вернуться в офис», — отмечает Саркис. По ее мнению, в этой ситуации необходимо оставаться максимально открытым и честным: если руководитель будет уходить от прямых ответов, то тем самым вызовет недоверие со стороны подчиненных. Кроме того, сотрудники воспримут в штыки заявление о том, что начальству не нравится удаленный формат работы. Для них это будет означать, что директор не может положиться на свой коллектив и хочет постоянно держать его под контролем. Чтобы избежать затруднительной ситуации, Саркис рекомендует следующее: если вам неловко сообщить о настоящей причине возвращения в офис, то оставьте персонал на «удаленке».
Взвесьте «за» и «против»
По мнению психотерапевта, перед принятием решения компаниям необходимо взвесить все «за» и «против»: «Вы действительно уверены, что вашим сотрудникам нужно вернуться в офис? Их присутствие на самом деле улучшит работу организации?» Саркис считает, что в текущей ситуации нужно как можно дольше держать работников дома. Специалист связывает это с тем, что нас, несмотря на снятие ограничений, может ожидать очередная волна пандемии. Это означает, что населению придется продолжать приспосабливаться к новым реалиям до тех пор, пока не будет разработана и распространена вакцина против коронавируса. Но пока этого не произошло, персоналу лучше оставаться дома, привыкая к работе в удаленном формате и улучшая свои навыки в этом направлении.
Защитите людей на рабочем месте
Если вы требуете от подчиненных вернуться в офис, то вы обязаны взять на себя ответственность за их здоровье, подчеркивает психотерапевт. Новые времена диктуют иной подход к организации рабочего пространства: вы должны обеспечить персонал одноразовыми медицинскими масками, закупить дезинфекционные средства и продумать рассадку в помещении так, чтобы расстояние между сотрудниками составляло не менее 1,5-2 метров. Кроме того, медики рекомендуют распределить время прихода персонала (например, в 9:30, 10:00 и 10:30) и посещение корпоративной столовой, где, в зависимости от размеров помещения, не стоит одновременно собираться более 10-15 посетителям.
Позаботьтесь о сотрудниках
Во время пандемии особую роль играет поддержка персонала со стороны работодателя: сотрудники хотят быть уверенными в том, что они смогут сохранить зарплату, свою занятость и полагающиеся им льготы. Поэтому урезание оклада и отправка в якобы добровольный отпуск без содержания не красят компанию. Столкнувшийся с таким поведением коллектив вряд ли захочет выполнять свои обязанности удаленно и тем более не будет рад возвращению в офис. «Пандемия — ваш шанс продемонстрировать персоналу свою заботу, — отмечает Саркис. — Оформляйте сотрудникам медицинскую страховку, оплачиваемый отпуск по болезни и другие льготы, которые позволят сохранить здоровье людей». Кроме того, специалист рекомендует позаботиться о психическом состоянии работников, которые могли потерять своих родных из-за коронавируса. В этой ситуации человеку нужно предоставить всю необходимую помощь: например, в поиске и оплате психолога.
Цените свой коллектив
Как известно, в разгар пандемии некоторые компании (например, торговые сети и службы доставки) продолжили свою работу. При этом на передовой оказались не руководители, а рядовые сотрудники, выполнявшие свои обязанности, несмотря на риск заражения. При этом в сложившейся ситуации ряд корпораций поступили неэтично по отношению к работникам: так, американская сеть Kroger, желая сократить расходы, отказалась от дополнительных выплат персоналу, чем вызывала гнев со стороны общественности.
Саркис называет этот поступок вопиющим и призывает руководителей ставить на первое место интересы сотрудников, а не компании. По ее мнению, если директор настаивает на том, чтобы люди оставались на рабочих местах, он должен по достоинству их вознаградить. К тому же урезание премий выглядит особенно скверно, если на этом фоне растет зарплата самого начальника.
Не дискриминируйте сотрудников без детей
Не секрет, что ряд компаний более лояльно относятся к сотрудникам с маленькими детьми: они позволяют им оставаться дома и выполнять свои обязанности удаленно. Пандемия уравняла весь персонал в правах, однако сейчас, после снятия ограничений, руководители могут потребовать вернуться в офис в первую очередь работников без детей. По мнению психотерапевта, это неправильный подход, поскольку вы таким образом подвергаете человека риску заражения только потому, что у него нет ребенка. В данном контексте бездетные сотрудники могут подумать, что они представляют меньшую ценность для компании и фактически являются расходным материалом, который можно использовать в угоду интересов фирмы.
Не скрывайте важную информацию
«Во время пандемии жизненно необходимо владеть актуальной информацией, поэтому если в вашей компании есть заболевший коронавирусом, то обязательно сообщите об этом коллегам. Если вы не хотите раскрывать личность человека, то сообщите, из какого он отдела и в какое время присутствовал в офисе», — рекомендует Саркис. По этому поводу в апреле 2020 года разразился скандал в подразделении Amazon в американском городе Тампа: руководство, зная о наличии инфицированных, не сообщило об этом всем сотрудникам. Когда эта информация появилась в СМИ, возмущенные работники призвали своих коллег обратиться в суд и выйти на забастовку против действий корпорации.
«Быть честными с коллегами — лучшая политика в разгар пандемии, — отмечает психотерапевт. — Благодаря этому вы сможете поддерживать спокойствие в коллективе и вовремя пресекать слухи о появлении заболевших».
Поддерживайте общение
Вернув работников в офис, не закрывайтесь от них в своем кабинете, изображая огромную занятость, советует Саркис. Помните о том, что вы несете большую ответственность за их здоровье и адаптацию. Это означает, что вам нужно оставаться с сотрудниками открытым и умеющим своевременно решать все насущные вопросы, например: с обеспечением безопасности, организацией рабочего пространства и взаимодействием с клиентами. Психотерапевт отмечает, что в сложившейся ситуации из-за высокого нервного напряжения между коллегами могут участиться конфликты. Поэтому руководителю придется проявить все свое терпение и дипломатические навыки, чтобы сбавить градус агрессии в коллективе. По мнению Саркис, возвращение персонала может стать трудоемким процессом, во время которого директору придется приложить максимум усилий, чтобы позаботиться о своих людях и защитить их здоровье.
Почему во время кризиса лучше сокращать расходы, а не персонал