Чем отличается подход к работе разных поколений
Раньше нам приходилось слышать фразы: «а вот в наше время», «а вот в нашем детстве». После них следовал рассказ, как правило, о бытовухе прошлых поколений или о героических походах в школу мимо вулкана, по степи, через Сибирь в минус 50 градусов, с обязательной дракой против медведя на подходе к школе. И это путь только в одну сторону. Но если подобные преувеличения в повествовании о прошлом мы воспринимаем с улыбкой, то подход к работе у каждого поколения и в самом деле разительно отличается. Разница видна в ответственности, отношении, желании расти и развиваться. Даже на смену работы люди с разницей в 15 лет смотрят абсолютно по-разному. В чем отличие и с чем это связано? Будем разбираться.
Поколения
Есть несколько поколений, у каждого из которых наблюдаются свои отличительные черты:
1) 1900-1923 годы — депрессии, войны, революции во всем мире. В одной части мира господствует рабочий класс, в другой — буржуа. Кровавая Первая мировая война, которая начала менять облик и экономику мира.
2) 1923-1943 годы — эпоха великой индустриализации и начала самого страшного конфликта в истории человечества — Второй Мировой войны. В то время экономика практически во всех государствах встала на военные рельсы. В едином порыве народы боролись с военной машиной фашистской Германии.
3) 1943-1963 годы — конец войны и бейби-бум. Развитие журналистики, рождение так называемой «американской мечты», укрепление СССР, стремительное развитие технологий. Назревают новые конфликты, подстегивающие страны развиваться.
4) 1963-1984 годы — эпоха рождения карьеристов, путешественников. Появление новых направлений в сфере труда. Люди того времени держатся за работу, стремятся зарабатывать.
5) 1984-2000 годы — непростое время для России и всего СНГ. Союз распался. Молодежь искала деньги в мире криминала, предпринимательство «крышевалось», наблюдалась утечка умов в силиконовую долину.
6) После 2010 года — появляется молодежь (20-25 лет), которая по-особому смотрит на мир, легко меняет работу, сферу деятельности. Эти люди наиболее свободолюбивые, что сказывается на их отношении к работе.
Различия поколений
Их возникновение неизбежно, и это абсолютно нормальное явление. К слову, непросто представить вариант, при котором наши бабушки и дедушки играют в приставку. Но с большой вероятностью люди, рожденные в 90-х и играющие в нее в 50+ лет, вскоре станут абсолютной нормой.
Также меняется и отношение к работе: раньше сфера найма была крайне ограничена, путей для развития не так много. Зарубежные поездки с дальнейшим трудоустройством были чем-то невообразимым. Хотя к последнему мы, кажется, скоро вернемся.
80-е года характеризуется активной монетизацией творчества, а после 2000-х молодые люди получили возможность выбирать не только между заводом и стройкой, ведь количество доступных дорог ограничивались лишь потенциалом. Многие и вовсе с юных лет грезят о работе на себя, не представляя себя в найме.
Чем отличается подход к работе
Сегодня в одном месте может работать сразу три, а порой и четыре поколения. В таких смешанных коллективах разительно будет отличаться поведение каждой возрастной группы, хотя большинство будет подчиняться требованиям руководителя.
Более взрослое поколение (от 55 лет) отличается полной самоотдачей только потому, что так им завещали родители. Опоздания, ранние уходы, нарушение дисциплины — у этой категории работников вы вряд ли заметите подобные проявления. Как правило, это люди надежные, ставящие иерархию в коллективе выше личного индивидуализма.
Далее у нас идет группа 40-50 лет. Эти ребята знают все о своих правах, подкованы, являются хорошими управленцами, ответственно подходят к должностным обязанностям. Однако ввиду возраста не всегда охотно принимают изменения в рабочем процессе, обязанностях и функционале. У этих людей можно отметить широкий кругозор. В большинстве своем все работники имеют высшее образование. Они получали его в ВУЗах в то время, когда фраза: «забудь все, чему тебя научили» не имела никакого смысла, а знания играли ключевую роль при трудоустройстве. Это карьеристы, старающиеся всегда показывать высокие результаты и чувствующие, что более молодое поколение уже наступает на пятки.
А вот и те самые преследователи 27-37 лет. Этой возрастной группе характерны свобода восприятия и гибкость ума. Сотрудники 28 и, скажем, 36 лет могут занимать аналогичные должности и выполнять одинаковый функционал. Креативные, свободолюбивые. Такие сотрудники ценят деятельность, которая приносит удовольствие, готовы менять место работы, если это имеет четкое экономическое обоснование. Довольно легко относятся к релокации, если новая позиция обещает хорошие перспективы.
23-36 лет — эту группу всё еще изучают. Это та самая молодежь, свободолюбивая, не ограничивающая себя рамками одной работы или даже направления. Для них профильное образование не равно сфера будущей деятельности. У этой группы наблюдаются проблемы с дисциплиной, ответственностью. Но стоит отметить, что современная молодежь еще на этапе обучения в школе четко знает, чем заняться в будущем, что не характерно для выпускников 2010-х годов. Обилие информации и возможностей развязывает руки, а регулярная смена работ не кажется им чем-то запретным. Также стоит отметить, что, несмотря на возраст, им присущи высокая мотивация и любовь к работе, если она им по душе.
Общее для всех
Каждое новое поколение становится всё более гибким в работе. Из общения уходит строгая вертикальная иерархия, и коммуникации могут носить всё менее официальный характер, что упрощает взаимодействие в коллективе. Раньше директор был фигурой недосягаемой, а сегодня вы можете свободно обсуждать с ним проекты, переписываться и даже иметь общий досуг. Ранее такие вещи казались невозможными. Произошла либерализация трудовых отношений, что повлекло уменьшение стресса от выполнения рабочих обязанностей.
Поколения отличаются: если более взрослые сотрудники характеризуются высоким уровнем ответственности, официозом, то молодые — гибкостью, открытостью. У последних пропущенные сроки вызывают гораздо меньше стресса и переживаний, чем у коллег постарше. Хотя, конечно, возраст — не единственный показатель. Первостепенную роль всё равно играют знания, мотивация, желание развиваться и зарабатывать.