До 60% от сметной стоимости российских кинокартин, получивших государственные субсидии, были выведены в офшоры. Распределение бюджетных средств в отечественном кино трудно контролировать, так как деньги могут делить между собой заинтересованные организации, пишет «РБК» со ссылкой на данные Счетной палаты.
В договоре, который заключают компании, указано, что получатель субсидий должен предоставить полную финансовую отчетность после завершения проекта, в том числе документы, которые описывают распределение госсредств. Проверяющие проанализировали пять реестров документов и выявили факты перечисления бюджетных денег на счета кинокомпаний, которые не обязаны предоставлять отчет. Кроме того, финансы выводились либо на кипрских представителей, либо на российские организации, где в штате числится не более 9 сотрудников. Такие фирмы обычно заявлены как продакшны, выступающие в качестве подрядчиков во время работы над фильмом.
Счетная палата заинтересовалась деятельностью Минкульта и Фонда кино в период с 2017 года по сентябрь 2019 года. Больше всего вопросов возникло к экспертным советам, объективности их решений, к оценкам заявок и использованию выделенных средств. Проверяющие посчитали, что отбор проектов и выдача субсидий нуждаются в корректировках.
Каждый год Минкульт и подведомственный ему Фонд кино выбирают картины, которые могут получить возвратные или безвозвратные средства от государства. По закону, этот список оценивают эксперты — представители киносообщества и министерства. В прошлом году чиновники выделили на производство российских фильмов 4,1 млрд рублей, а Фонд кино — 3,5 млрд. В текущем году, на момент проверки, общая сумма составляла около 4,2 млрд рублей.