Несколько банков в России планируют ввести психологическое тестирование для оценки кредитоспособности заемщиков. В пилотном режиме психологическую проверку уже проводит «Абсолют Банк», а «Альфа-Банк» планирует запустить «скоринг по эмоциям» в перспективе (скоринг — система оценки кредитных рисков), узнали журналисты издания «Коммерсантъ», указав при этом, что эффективность психоскоринга пока не доказана.
В «Альфа-Банке» не стали подробно комментировать информацию об использовании «эмоционального скоринга», однако о его введении организация указала в бухгалтерской отчетности за первый квартал 2020 года. От представителей «Абсолют Банка» журналистам удалось выяснить: компания в пилотном режиме использует психологическое тестирование на своих клиентах уже несколько месяцев. Содержание анкеты напоминает поведенческий вопросник: там нет «правильных» и «неправильных» ответов, но результаты теста помогут выявить намерение со стороны клиента обманывать банк и не платить по кредиту. Тестирование дает дополнительный пласт данных для аналитики поведения заемщика. Это, в свою очередь, позволяет «дать людям без кредитной истории доступ к финансовым продуктам на тех условиях, которых они заслуживают», рассказал управляющий директор «Абсолют Банка» Антон Павлов.
Ранее технологии психоскоринга уже изучали и пытались применять в Тинькофф-банке и Совкомбанке. Эксперты отмечают, что эффективность психологического тестирования для оценки кредитоспособности еще не доказана. Кроме этого весомым стоп-фактором в его использовании считается длительность заполнения анкеты: клиент может потратить на это порядка 15-20 минут.