Крупные российские торговые сети стали получать отказы в выдаче или продлении лицензий на реализацию алкоголя, сообщает «Коммерсантъ». Такая ситуация наблюдается не только в Москве и Подмосковье, но и в регионах.
В январе 2019 года вступили в силу поправки в закон о государственном регулировании оборота алкоголя. Эксперты считают, что запреты, которым удивлены ритейлеры, связаны с изменениями в этом документе. Продавцам могут не продлевать лицензии из-за неоплаченных штрафов в сфере оборота спиртного. Торговые сети погашают штрафы, ждут, пока эти сведения появятся в ГИС ГМП, а после вновь обращаются за лицензиями. Весь процесс занимает до 6 месяцев. Все это время магазины не имеют права продавать спиртное, из-за чего они лишаются прибыли.
В Минпромторге сейчас работают над законопроектом, в котором основанием для отказа в лицензии станет только просроченная задолженность, а не штраф.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что доля крепких спиртных напитков в выручке магазинов федеральных сетей составляет примерно 15% от оборота. Так, например, за первые 9 месяцев текущего года компания X5 Retail Group получила около 1,3 триллионов рублей выручки. То есть ее доход от реализации алкоголя за этот период теоретически может составлять 195 млрд рублей.