Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
8 октября 2020

Хобби с доходом 120 тыс. рублей в месяц: как девушка из Чебоксар превратила любовь к цветам в прибыльный бизнес

Виктория Кукушкина по образованию менеджер организации, но, по ее собственному признанию, всегда испытывала огромную любовь к цветам. Это и, как говорит сама Виктория, череда случайностей позволили девушке создать в Чебоксарах собственное небольшое предприятие, объединившее в себе любовь к флористике и профессиональную независимость. Виктория рассказала нам, как пришла к этому и действительно ли в ее истории есть место только случайностям, а не упорному труду.

По окончании университета Виктория, следуя привычному сценарию, пыталась найти работу по специальности. Но этот тот случай, когда неудача пришлась на руку. После нескольких безуспешных попыток девушка подумала: «Раз я люблю цветы, то пойду работать флористом». Это желание быстро материализовалось в поход в соседний цветочный магазин. «Я пришла туда и прямо сказала, что люблю цветы, готова трудиться, в общем, возьмите меня на работу. Они почему-то поверили и взяли», — вспоминает Виктория.

Флористом она проработала всего три месяца. Тем не менее желание работать с цветами у девушки осталось, и ей казалось, что единственный очевидный способ реализовать его — открыть свое дело. Но ни денег, ни опыта на тот момент у Виктории не было. Тут по случайному совпадению ей подвернулась работа по университетской специальности. Это был отличный шанс получить необходимый для нее опыт, и она сразу же приняла предложение. Как говорит сама девушка, тогда был совершен первый шаг на пути к ее цели.

Как использовать опыт предыдущей работы, чтобы построить собственную компанию

Виктория устроилась помощником руководителя сети цветочных баз. Лучшего варианта на тот момент и представить нельзя было. Сходились воедино два важных фактора: управленческая деятельность и интересный продукт. Это позволило Виктории нарастить положительную репутацию и зарекомендовать себя как ответственного и активного сотрудника.

В таких случаях специалиста обычно повышают. В случае с Викторией ее руководитель поступила не в традициях рынка: посоветовала ей открыть собственный бизнес. При этом надо отметить, что повышения по службе Виктория также удостоилась.

«Моя руководительница видела, что у меня есть огромное желание создать свое дело, — рассказывает Виктория. — Она мне открыто заявляла: «Я вижу, что ты делаешь классные букеты и уже давно переросла свое положение в фирме». До этого она уже успела перевести меня на более высокую позицию и втрое увеличить зарплату. Тем не менее именно она порекомендовала мне наладить контакты с декораторами и принимать от них заказы взамен на определенный процент».

Надо отметить, что Виктория за время работы в цветочной сети параллельно выполняла небольшие заказы в основном для своих знакомых. Работы девушка выкладывала в социальных сетях, а потому определенное портфолио у нее уже было. Уволившись, она написала 15 декораторам, с которым познакомилась ранее, и предложила партнерство. Так начался бизнес Виктории.

Работать предприниматель поначалу решила прямо у себя в квартире. Но когда она сделала несколько заказов, то стало ясно, что это неудобно: флористика оставляет после себя слишком много отходов. И в этот момент Виктория переезжает в дом родителей, где имелось одно свободное помещение, которое идеально подошло на роль мастерской.

Объем заказов стал расти по экспоненте. Виктория быстро перешла от оформления букетов к составлению целых декоративных композиций. «Первые клиенты, пришедшие по рекомендации декораторов, стали рекомендовать меня коллегам, — говорит флорист. — А дальше заработал «сарафан». Я начала ходить на профильные мероприятия, где выступали организаторы свадеб и прочих ивентов. Там знакомилась с новыми людьми, рассказывала о себе, показывала работы, и они впоследствии направляли ко мне клиентов за соответствующий процент».

Сарафанное радио: как реклама «из уст в уста» помогает повысить продажи

Параллельно девушка активно вела Instagram и собственный сайт. Но, как она сама признается, заказов из интернета поступало не так много. «Соцсети и сайт выполняли, скорее, функцию портфолио, подогревающую пришедших клиентов. Но холодного трафика оттуда практически не было».

Увеличению оборота сильно поспособствовала смена поставщика. По большому счету первое время никакого поставщика у Виктории и не было. Она покупала материал для букетов в обычных магазинах по розничным ценам. «В то время, как вы понимаете, я ничего не зарабатывала. Просто получала огромное удовольствие от рабочего процесса», — признается Виктория.

Однажды девушка зашла в один из цветочных магазинов, и за прилавком случайно оказалась владелица торговой точки. «Увидев, что я покупаю тинус, она спросила у меня, для каких целей. Я рассказала ей, чем занимаюсь, и владелица магазина удивилась, что у меня до сих пор нет своих поставщиков. Тогда она дала мне адрес одной цветочной базы, я поехала к ним и заключила с ними договор через ИП матери».

В какой-то момент работы стало так много, что Виктория начала думать о наборе персонала. «Про меня говорили, что люди не могут столько работать, сколько работаю я», — говорит девушка. Впрочем, трудолюбие предпринимателя приносило плоды: заказы становились не только частыми, но и объемными. Однажды Виктория принимала участие в оформлении регионального форума, на котором присутствовал президент России.

Недавно девушка переехала в Москву и теперь развивает свой бизнес там. До переезда ее ежемесячная прибыль составляла около 120 тыс. рублей. Сейчас делами в Чебоксарах она управляет дистанционно, а изготовлением букетов занимается мама Виктории. В столице девушка намерена повторить проделанный путь, и, как сама говорит, сейчас ей приходится все начинать заново. Только на этот раз Виктория нацелена на B2B-сегмент и надеется сосредоточиться на изготовлении преимущественно корпоративных подарков.

Цветоводы вынуждены уничтожать более 1 млн роз каждый день