Подарки в деловых отношениях: где проходит грань между этикетом и взяткой
День защитника Отечества, Международный женский день — в России достаточно праздников, к которым граждане нашей страны относятся по-деловому почтительно. Венчает значимость подобных поводов Новый год. И каждый из этих праздников (особенно последний) предваряется сезоном подарков, которые в корпоративной среде неумолимо сопряжены с дипломатическими целями. По мнению старшего научного сотрудника Института деловой этики (IBE) Джудит Ирвин, существует тонкая грань между подарком и взяткой, пренебрежение которой может обернуться для организации обвинениями в неэтичном поведении. В худшем случае — судебным разбирательством. В связи с этим Ирвин дает свой анализ проблемы и указывает морально-правовые рамки делового подарка, не позволяющие ему обрести коррупционный мотив.
Ответная благодарность
«Само собой разумеется, что если вы ожидаете ответное «благоприятное» действие взамен на подарок, то это, вероятно, уже не подарок», — заявляет Ирвин. При этом, по мнению научного сотрудника, имеет значение и время совершаемого акта благодарности. Например, вам предлагают дорогой подарок непосредственно перед закрытием тендера. Или щедро угощают в ресторане во время переговоров о выборе поставщика. И как бы ни трактовались подобные жесты между контрагентами, в зависимости от статуса партнеров и размера выраженной «благодарности» эти действия могут попасть под статьи 200.4 и 200.5 УК РФ («Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок»).
Джудит Ирвин также указывает на важность соответствия величины подарка и статуса дарителя. Другими словами, если ведущий специалист муниципального учреждения предлагает высокопоставленному лицу билеты на финал Чемпионата мира по футболу, то по закону здравого смысла это никак не может быть похоже на подарок. В то же время ученый не исключает легитимности дорогих подарков, когда они соответствуют случаю. Так, например, нет ничего предосудительного, когда руководство организует затратные мероприятия для своих подчиненных с целью укрепить корпоративный дух или выразить благодарность за завершенный проект. Тем более не стоит забывать, что кажущаяся дорогой для рядового сотрудника вещь может совершенно не выглядеть таковой для топ-менеджера.
Для более понятного и объективного определения подарка Ирвин напоминает про негласные договоренности, которые могут быть приняты внутри компании: например, не дарить партнерам или коллегам предметы дороже определенной суммы.
Чем могут быть опасны дружеские отношения с коллегами
Статус получателя
Еще одной важной этической переменной корпоративных подарков является должность получателя. Вручение презента государственному служащему может быть расценено как попытка избежать бюрократической рутины при совершении сделки. Однако, говорит Ирвин, нет кросс-правового определения понятию «государственный служащий». Во многих странах может быть по-разному оценен статус человека, работающего в государственной компании и, например, представляющего правительство.
Иногда, добавляет Ирвин, для определения правого статуса подарка берется во внимание принцип взаимности. «Если я принимаю материальную благодарность, могу ли предложить что-нибудь эквивалентное взамен? — задается вопросом научный сотрудник. — Если ответ на этот вопрос — «нет», то такой подарок можно рассматривать как попытку дать взятку».
Корпоративный кодекс
«Сотрудникам необходимо предоставить строго прописанное руководство по получению подарков или других форм благодарности, — советует Джудит Ирвин. — Это включает неформальные вознаграждения от линейного менеджера, другого более высокопоставленного лица внутри компании или от стороннего партнера». В любом случае, даже если это произошло против воли работника или у него не было возможности отказать, ему следует уведомить руководство о полученном подарке. Снятие секретности исключает неправомерную природу данного акта, как и дальнейшую ответственность получателя.
При этом соблюдение внутрикорпоративного кодекса должно быть последовательным среди всех членов персонала вне зависимости от статуса. Трудно требовать от сотрудника приверженности правилам, когда ими пренебрегает руководитель. «Политика в отношении подарков обязана соответствовать всем прочим аспектам этического регламента фирмы и поощрять вознаграждение за их соблюдение», — резюмирует свою мысль Джудит Ирвин.
Эксперт рассказала, почему не стоит отправлять подарки клиентам на праздники