Марат Бабаев
Марат Бабаев
27 июля 2020

Что, если работники сами будут определять размер своей зарплаты

Практика начисления зарплаты своим сотрудникам всегда была достаточно противоречивой. Сдельная или фиксированная, открытая или закрытая — порой кажется, что оптимального варианта не существует, — недовольные своим окладом найдутся всегда. Неудивительно, что некоторые компании пришли к наиболее компромиссному варианту из возможных: позволили сотрудникам самостоятельно устанавливать размер собственной зарплаты. На первый взгляд это может показаться абсурдом, подрывающим основы кадровой политики в целом. На деле же в этом вопросе все не так однозначно, и там, где, кажется, интересы фирмы находятся под угрозой, в реальности все может быть наоборот: показатели работы вырастут вместе с лояльностью персонала. Главное в этом вопросе — все делать правильно.

Зачем это нужно?

Во многих организациях тема начисления заработной платы окутана конспирологической тайной, вызывающей секретность с одной стороны и непонимание — с другой. Результат этой полярной бинарности выливается в традиционный сценарий: руководители ограничивают жалование своих сотрудников, последние — закономерно им недовольны. Выходом из этой ситуации может стать консенсус, который удовлетворит обе стороны. Но процесс начисления оплаты труда никогда не предполагал прямолинейности; реальность слишком сложна, чтобы вывести общую формулу для начисления идеальной зарплаты.

«‎Мы поняли, что в этой ситуации всегда будут недовольные, — описывает проблему Джон Лэй, сооснователь компании Hanno, которая практикует самостоятельное определение зарплат. — Наша проблема заключалась в том, что хотя мы и преследовали благородные намерения, но продолжали подходить к процессу сверху вниз, пытаясь подвести способ оплаты труда под общий знаменатель. Что нам действительно нужно было сделать, так это выбрать противоположный подход: попытаться посмотреть на ситуацию снизу вверх, чтобы результат удовлетворил каждого члена команды. Тогда как привычная система оплаты труда стремится к стандартизации, мы сделали ее индивидуалистической».

При этом стоит признать, что позволить работникам самим определять размер своего жалования — выбор несколько радикальный. Данный процесс требует тщательного контроля и объективизации, иначе верхняя граница «‎пожеланий» может выйти за рамки всяких законов гравитации. Впрочем, бывший генеральный директор AES Деннис Бакке смотрит на ситуацию оптимистично: «‎Сотрудники, которые участвовали в подобной программе, впоследствии изменили свое отношение к работе. У них сложилось лучшее понимание того, насколько их требования зависят от показателей эффективности. Они стали ставить интересы фирмы в один ряд со своими, а иногда даже выше. Самостоятельное начисление зарплаты сплотило всех членов команды и позволило перейти от слов к делу. Каждый из них стал чувствовать себя «‎владельцем» собственного бизнеса и понял, что значит по-настоящему нести ответственность за свою работу».

И хотя данная идея начисления зарплат может показаться модернистской и даже революционной, она далеко не нова. Многие компании уже давно эксплуатируют подобный алгоритм, пожиная плоды его удачного применения. Но положительный исход не пришел сам собой — ему предшествовал долгий процесс оптимизации. В результате появилось несколько эффективных стратегий, о части из которых мы рассказываем ниже.

1. Компенсация роста зарплат

«‎Первым шагом на пути к самостоятельному установлению зарплаты является обучение персонала основам финансовой политики, — утверждает управляющий директор Incentro Marketing Technology Джон Де Конинг. — Ваши сотрудники должны понимать, по какому принципу формируется фонд оплаты труда, расходы и доходы предприятия. В нашей компании мы организовали для этого специальные добровольные семинары. И, что важно, 90% работников их посещали». Помимо этого, Де Конинг советует проводить опрос среди своих сотрудников и задавать им простые вопросы по типу: «‎На какую зарплату вы претендуете?», «‎Какова мотивация вашего выбора?», «‎Насколько это полезно для компании?»

На финальном этапе руководство должно рассмотреть каждую ситуацию индивидуально и принять окончательные решения по определению зарплаты всех сотрудников. «‎В нашем случае итог оказался положительным, — говорит Джон Де Конинг. — После эксперимента общий размер зарплаты сотрудников за год вырос всего на 4,9% (тогда как в обычной ситуации рост составлял 4,5%), при этом показатели работы и удовлетворенности персонала увеличились в разы».

2. Отчет производительности

В английском стартапе Smarkets данную проблему решали несколько иным способом. Раз в полгода каждый сотрудник компании предоставляет руководству экономическое обоснование заявленной им зарплаты. Это число сравнивается с показателями его производительности, рыночной ставкой занимаемой им должности и отзывами коллег о его работе. При этом любой из сотрудников может поднять вопрос о пересмотре своего жалования. Конечное решение принимается всем коллективом и остается прозрачным для всех.

3. Комитет по компенсации

В компании Morning Star работает так называемый «‎комитет по компенсациям». Этот комитет состоит из избранных сотрудников, которые проводят калибровку зарплат и предоставляют обратную связь по принятым решениям. В целом процесс согласования выглядит следующим образом: 1) сотрудник пишет письмо в комитет с указанием зарплаты, которую он считает для себя справедливой, с объяснением почему; 2) комитет рассматривает это письмо и на основе него принимает решение, заслуживает ли работник своей зарплаты или ему стоит ее повысить (или даже понизить); 3) комитет предоставляет сотруднику обратную связь по результату заседания.

Выбирая свой способ перехода к системе самостоятельного определения зарплат сотрудников, следует помнить, что слепое копирование может ни к чему не привести. И хотя все вышеперечисленные методы выглядят логичными и похожими друг на друга, дьявол, как говорится, кроется в мелочах. Учитывайте специфику собственной компании, ее бюджет, рыночную конъюнктуру и экономику региона. Возможно, данная стратегия выглядит крайне противоречивой, но она стоит того, чтобы обратить на нее внимание. По крайней мере к этому располагают современные тренды бизнеса.