Константин Волков
Константин Волков
21 мая 2020

Что подорожает и подешевеет после пандемии

По данным компании BCG и исследовательского холдинга «Ромир», ограничительные меры, введенные в России из-за распространения коронавируса, приведут к снижению спроса на 90% категорий продуктов и услуг. В связи с этим наши сограждане в ближайшее время столкнутся с серьезным колебанием цен на ряд товаров. В этой статье мы расскажем, что подорожает, а что подешевеет после пандемии.

Что подорожает после пандемии

Путешествия

По мнению представителей туриндустрии, текущий год уже сейчас можно объявить провальным: рынок просел на 80-90%, и такие убытки невозможно возместить за короткое время. Что касается 2021 года, то, как отмечает директор компании по индивидуальным турам «Туроператор Финам» Виктор Мархотин, россиянам нужно готовиться к резкому подорожанию путешествий. Это связано с тем, что отдыхающие, опасаясь рисковать деньгами, отказываются от заблаговременного бронирования туров. Такое поведение потребителей грозит операторам потерей значительной части дохода, вследствие чего они будут вынуждены увеличить стоимость услуг.

Мархотин считает, что в ближайшие полгода туризм будет доступен только обеспеченным людям, которые смогут свободно выделить 100-200 тыс. рублей на поездку за границу или российские курорты. По его прогнозу, восстановление рынка произойдет не ранее лета 2021 года, когда объем поездок увеличится на 40-50%.

Продукты питания

В сфере продуктов питания повышение цен в первую очередь коснется импортных товаров. По мнению директора «Руспродсоюза» Дмитрия Вострикова, в магазинах на 15-20% подорожают чай, кофе, какао, орехи, цитрусовые, бананы и экзотические фрукты. Это связано с тем, что перечисленные товары в основном поступают к нам из-за рубежа, а их стоимость растет пропорционально курсу доллара. Кроме того, возможны перебои с говядиной, свининой и замороженной рыбой, чья доля импорта на российском рынке составляет от 15% до 35%. Также на 10-15% могут увеличиться цены на некоторые хлебобулочные и макаронные изделия. Как отмечает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, рост связан с подорожанием транспортировки зерна и муки. Впрочем, крупные торговые сети сообщили, что откажутся от наценки на социально значимые товары, к которым в том числе относится хлеб.

Лекарства

По мнению экспертов, в ближайшее время в России резко (до 30%) возрастет стоимость фармацевтической продукции, поскольку значительная доля препаратов либо импортируется, либо изготавливается из зарубежных субстанций. Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский утверждает, что из-за подорожания сырья фармкомпании не смогут придерживаться прошлых цен. На помощь покупателям может прийти правительство РФ, если чиновники компенсируют производителям часть затрат, однако, по словам эксперта, в нашей стране такой механизм не разработан. В данной ситуации россиянам остается закупаться препаратами впрок.

В еще более трудном положении могут оказаться граждане, которым требуются жизненно необходимые лекарственные препараты, утверждаемые правительством. Производители не имеют права повышать на них цену, поэтому, отмечает Саверский, эти товары могут вовсе исчезнуть из продажи, поскольку компании не станут работать себе в убыток.

Автомобили

В апреле 2020 года российский авторынок упал на 72%, в связи с чем большинство дилеров заявили о пересмотре стоимости машин. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков предполагает, что рост цен составит около 10% при условии, что курс валют будет колебаться на уровне 72-73 рублей за $1. При этом повышение будет постепенным: сначала дилеры отменят акции и скидки, а уже затем скорректируют прайс-листы. Эксперты считают, что во многом ситуация будет зависеть от кредитоспособности жителей каждого региона, а также от устойчивости посредников: компании с хорошей клиентской базой, не обремененные банковскими долгами, смогут на полгода «заморозить» стоимость транспортных средств.

Бытовая техника и электроника

На текущий момент российские ритейлеры стараются сохранять цены в разумных пределах, однако, как отмечают аналитики, силы торговых сетей на исходе. Заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова предрекает рост стоимости бытовой техники (стиральные машины, микроволновые печи, кухонная утварь) и электроники (смартфоны, компьютеры, игровые приставки) на 20-30%. Причина кроется в том, что наша страна сильно зависит от импорта, который, к примеру, на рынке смартфонов составляет 90%. По ее мнению, потребители ощутят подорожание во втором полугодии, поскольку сейчас на складах хранится достаточное количество товаров. Аналогичной позиции придерживается аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: он считает, что после полного снятия ограничительных мер стоимость бытовой техники увеличится в течение одного месяца.

Что подешевеет после пандемии

Премиум-товары

Аналитики Boston Consulting Group отмечают, что во всем мире рынок люксовых товаров может сократиться на €100 млрд и упасть до уровня 2011 года. На текущий момент российские бутики прогнозируют снижение продаж на 10-20%, а вместе с ним и урезание цен на дорогие одежду, обувь, часы и украшения. Так, в ЦУМе ритейлеры уже снизили стоимость некоторых товаров на 50%. В попытке удержать лояльных клиентов крупные бренды стараются постоянно быть на виду, выдвигая различные социальные инициативы: они выделяют миллионы евро на клинические исследования, поставляют в больницы бесплатные маски и переориентируют производство на выпуск одноразовых халатов.

Жилье

Президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко рекомендует россиянам не торопиться с покупкой жилья. По ее словам, после снятия карантина цены на квартиры в новостройках могут снизиться на 10-15% — из-за падения покупательского спроса компании будут вынуждены урезать цены на свои объекты. При этом, подчеркивает эксперт, гражданам нужно успеть совершить покупку до повышения цен на нефть, так как последнее неминуемо повлечет за собой удорожание жилья.

Что касается «вторички», то, как отмечает директор федеральной компании «Этажи» Ильдар Хусаинов, ее стоимость еженедельно падает на 0,2%. На текущий момент цены на этом рынке сопоставимы с показателями 2017 года. Владельцы квартир соглашаются на 5-процентную скидку, а в некоторых регионах (Новосибирской, Нижегородской, Самарской областях) идут на уступки в размере 20-30%.

Развлечения

Из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, промоутеры были вынуждены отменить проведение концертов, спектаклей и выставок. Также свои двери закрыли кинотеатры и ночные клубы. Финансовый эксперт Алексей Быков прогнозирует снижение цен на билеты после снятия запретов. По его мнению, большинство граждан перераспределят свой бюджет в пользу товаров первой необходимости, поэтому тем же клубам, музеям и театрам придется снижать стоимость посещения мероприятий, чтобы привлечь публику.

Аренда помещений

Введение правительством РФ нерабочих дней привело к тому, что многие бизнесмены были вынуждены либо пересматривать, либо расторгать договор об аренде. В данной ситуации закон встал на сторону предпринимателей, позволив им снижать стоимость аренды и без каких-либо последствий отказываться от своих обязательств. При этом серьезный удар был нанесен по собственникам помещений, которые лишились значительной части дохода. Снятие ограничений, отмечает Алексей Быков, приведет к небольшому росту арендного рынка, при этом владельцы будут предоставлять свои площади на более выгодных условиях, чтобы постепенно компенсировать свои убытки.

Одежда

Президент Finn Flare Ксения Рясова прогнозирует годовое падение выручки от продаж одежды до 50%. По ее словам, уже сейчас покупатели отказываются от дорогих вещей, выбирая в первую очередь товары для дома — они наиболее предпочтительны в условиях самоизоляции. По этой причине люксовая одежда снизится в цене на 20-30%. Такое же падение может коснуться и других категорий, поскольку ритейлеры вынуждены компенсировать убытки и любыми способами опустошать переполненные склады.

По мнению вице-президента ГК «Новард» Сергея Саркисова, офлайн-ритейлерам придется снижать цены, чтобы составить хотя бы минимальную конкуренцию онлайн-магазинам. Эксперт прогнозирует, что падение продаж в торговых центрах составит до 60%, тогда как реализация в интернете вырастет в 15-20 раз.

Стоит ли сейчас покупать доллар? А евро?