Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
20 декабря 2019

Четыре причины отказаться от корпоратива и одна — провести его

В канун праздников большинство предприятий нашей страны закономерно накроет волна корпоративов. Многие владельцы бизнеса воспринимают подобные мероприятия как инструмент кадрового сплочения: сотрудники смогут узнать друг друга получше, те, кто незнаком, наконец познакомятся, а враждующие — помирятся. Но так ли это на самом деле? Действительно ли корпоративы оставляют после себя кадровую стабильность, а не только покалеченную мебель и шеренги пустой стеклотары? Ряд исследований последних десяти лет доказывают обратное.

Отрицание №1: никто не знакомится

Заголовок статьи исследователей Колумбийского университета Пола Ингрэма и Майкла Морриса формулирует вопрос: «Люди сближаются на корпоративах?» Ответ дается в этой же работе: не всегда. Интернет-анализ социального взаимодействия внутри одной из компаний привел к выводу, что в подавляющем большинстве на корпоративах между собой общаются те сотрудники, которые и без того находились в приятельских отношениях. Причем это касается даже тех, кто перед вечеринкой уверенно заявлял о готовности познакомиться с новыми коллегами.

Отрицание №2: неравномерный интерес

Корпоративы многие теоретики менеджмента называют «интеграционными мероприятиями», подразумевая под этим объединение личной и профессиональной жизни сотрудников. Устранение этой границы должно, вероятно, привести к вовлечению каждого члена команды. Но исследование Трейси Дюма показывает, что так происходит далеко не всегда. Изучив опыт проведения корпоративов нескольких компаний, Дюма пришел к выводу, что вовлеченность происходит между людьми с идентичными характеристиками. Это могут быть личные интересы, профессиональные обязанности, должность или даже раса (исследование проводилось на основе американского опыта). Психологический постулат: чем меньше различий между людьми, тем быстрее они находят общий язык, — в рамках вечеринки сводится до максимума. То есть если в офисе сотрудники еще готовы преодолеть некоторые различия между собой ради достижения профессиональной цели, то в неформальной обстановке каждый из них, вероятно, предпочтет общение с похожим на себя человеком.

Корпоративные субкультуры. Что это такое и какие они бывают

Отрицание №3: непредсказуемые последствия

Отсутствие вовлеченности сотрудников — это не самое негативное последствие корпоративов, которое может быть. Гораздо хуже, когда офисная вечеринка заканчивается скандалом, дракой или обвинением в сексуальных домогательствах. Подобные опасения выразила определенная часть работников, готовых предпочесть корпоративу дополнительный выходной или премию, только бы избежать непредвиденного стресса. Эти опасения сводятся к самому формату корпоратива как тимбилдингу. Если в другой ситуации инструментом раскрепощения сотрудников служит, например, командная игра, то на вечеринке эту роль зачастую выполняет алкоголь. Работодатели, которые хотят избежать негативных последствий корпоратива, выраженных разгромом офиса в лучшем случае, в худшем — судебными тяжбами, смотрят на ситуацию как на прогулку по минному полю. Генеральный директор рекрутинговой фирмы Challenger, Gray & Christmas Джон Челленджер говорит: «Некоторые компании обнаруживают, что проще предоставить работникам лишний выходной, чем поощрять коллективное легкомыслие».

Отрицание №4: нарушение субординации

Главная миссия корпоративов — приструнить чрезмерно завышенный формализм на работе — порой приводит к его полной девальвации. Тесное общение превращается в фамильярность, субординация утопает под грудой хмельных воспоминаний, а вместе с собой тянет и всю корпоративную дисциплину в целом. Не каждый руководитель способен держаться в рамках уставных взаимоотношений с подчиненным, с которым выпивал накануне. Майкл Розен, исследователь из Университета Нью-Йорка, пишет: «Чтобы корпоративная вечеринка была эффективной, не стоит в понедельник утром вести себя со своими подчиненными так, как вы это делали в пятницу вечером». Эксперт призывает сохранять регулируемый порядок взаимоотношений после любого мероприятия — даже такого, которое нацелено на максимальную демократизацию общения на работе.

Ничего личного — только бизнес: почему босс не должен дружить со своими подчиненными

Тогда в чем польза?

Указывают ли приведенные выше доводы на бесполезность корпоративов? Старший редактор издательства Гарвардского университета Джулия Кирби считает, что нет. «Возможно, в этих неловких мероприятиях не так много пользы для рабочей интеграции, но у них есть как минимум одна функция, — поясняет эксперт. — Ежегодное проведение корпоративов говорит о финансовой стабильности компании, что дает некоторое успокоение ее сотрудникам». При этом Кирби уточняет, что данное суждение справедливо до тех пор, пока каждый новый корпоратив оказывается более затратным, чем предыдущий.

В то же время редактор призывает не подходить к оценке корпоративов чересчур инструментально: «В конце концов, приглашая друзей на домашнюю вечеринку, вряд ли вы ждете извлечь из этого финансовую выгоду. Скорее всего, вы делаете это из щедрости и любви к своим гостям. Вполне вероятно, что и многие руководители устраивают корпоративы просто потому, что хотят доставить удовольствие своим сотрудникам».