Ключевые моменты
Цикл безразличия: почему многие горожане равнодушны к месту, в котором живут
В последние десятилетия российский рынок жилья переживает сильное развитие. Однако проблем меньше не становится. Городские пространства по-прежнему хаотично застраиваются «человейниками», а девелоперы преследуют единственную цель: вместить в один дом как можно больше квартир и продать их как можно быстрее. Дворы и подъезды таких домов, изначально благоустроенные, после сдачи объекта как по волшебству превращаются в неухоженные депрессивные пространства.
Кто виноват — застройщик, управляющая компания или сами жители? Фильм «Сценарии жизни» дает ответ: главная причина большинства проблем российского девелопмента – равнодушие.
Цикл безразличия закладывается на разных уровнях. Когда городским властям нет дела до поддержания и сохранения архитектурной концепции города, застройщики не стремятся создавать единое эстетичное пространство. Покупатели, привыкшие к такой картине мира, не включают понятие «красота» в критерии выбора жилья, а затем не желают участвовать в благоустройстве прилегающих территорий: подъезд и двор остаются для них зоной вне их ответственности. Так, появляются знакомые нам всем серые, однообразные микрорайоны.
Сломать эту систему под силу самим девелоперам. Для этого им нужно осознавать степень своего влияния на жизни людей и думать не только о продажах, но и о том, какую среду они формируют внутри своих ЖК.
Также важно инициировать дискуссию о проблемах современного жилья и общей ответственности за них в обществе, привлекая к ней как чиновников, так и обычных граждан. Фильм «Сценарии жизни» — один из шагов в этом направлении и приглашение к большому разговору о судьбе российских городов.
Почему, покупая квартиру сегодня, мы вкладываемся в завтрашний день
С появлением ипотеки покупатели квартир стали моложе: сегодня 20-30-летние люди — активные участники жилищной экономики. Изменился и подход к выбору жилья. Раньше покупатель в основном смотрел на планировки, квадратуру, количество комнат. Максимум, что его интересовало за пределами квартиры — вид из окна и близость остановки общественного транспорта.
Современный же покупатель берет не просто квадратные метры, а довольно конкретную картину будущего — своего и своей семьи:
1. Он закладывает в будущее жилье свой жизненный сценарий. Ему важна концепция «пятнадцатиминутного города», когда все необходимое — школы, больницы, кафе, торговые центры, культурные учреждения, парки — находятся в пределах его района. Эти люди не готовы тратить на дорогу «в центр» время, которое могли бы провести со своими близкими. И они учитывают все это еще на стадии выбора жилья.
2. Меняя жилье, меняет образ жизни. Герои фильма — реальные люди. Они делятся невыдуманными историями, в которых переезд стал первичным фактором будущих изменений и взросления, символом прощания с прошлым и готовности к новому этапу.
3. Осознает, что, выбирая квартиру в определенном районе, определяет будущее своих детей — их развитие, интересы, жизненные принципы. Причем роль играет не только «развивающая» детская площадка, хорошая школа и доступность кружков и секций, но и эстетическая составляющая: красивые дома, подъезды, дворы и парки.
Как меняется психология новых пространств
Новые требования к будущему жилью стали следствием изменений самой психологии восприятия жизненного пространства. Раньше, говоря «мой дом» в контексте «моя крепость», человек имел в виду максимум свою квартиру. За ее порогом начинался чужой и часто враждебный мир. Особенно ярко это ощущалось в 90-е, когда мало кто в России чувствовал себя в безопасности.
Однако пространство современного жилого комплекса, изначально сформированное с максимальным учетом потребностей человека в безопасности и комфорте, значительно расширяет границы понятия «дом». В него включаются просторные стильные холлы подъездов, свободные от машин благоустроенные дворы.
Такое понимание «своего пространства» формирует спрос, а значит, как сообщает нам фильм, задача девелопера, архитектора, правительства заключается в создании универсальной среды, не разрушающей человека, а помогающей в поиске собственного счастья и новых возможностей. О том, как это сделать, в фильме рассуждают востребованные архитекторы, представители правительственных и градостроительных структур, крупные девелоперские компании.
Как девелоперы влияют на формирование среды и образ жизни современного человека
Строя дома и создавая инфраструктуру, застройщик формирует среду, в которой растет и развивается современный горожанин. Если во дворе есть спортплощадка, наверняка, гораздо больше жильцов дома будут вести активный образ жизни. Парк, благоустроенная набережная или прогулочная аллея? Значит, семьи, скорее, отправятся гулять, чем останутся дома у телевизора. Двор зеленый, светлый, с зонами отдыха и развлечениями для детей? Жильцы будут проводить в нем больше времени, общаясь друг с другом.
Да, развитие этой среды зависит и от самих жильцов, от их ответственности и инициативности. И воспитание такого отношения, отличного от советского «это не мое, значит, я за это не отвечаю», — дело не одного года. Но начинать надо уже сейчас, создавая новые красивые и комфортные микрорайоны, в которых вырастут люди с новыми установками и взглядами. «Цикл безразличия» можно прервать только так.
О фильме «Сценарии жизни»
Фильм «Сценарии жизни», созданный консалтинговым агентством GMK и продюсерским центром BAZA, поднимает актуальные проблемы российского девелопмента. В этой ленте профессионалы отрасли рассказывают, что не так с отечественным строительством, почему множество «новых ЖК» не пригодны для жизни, что такое «городская онкология», и приводят примеры успешных строительных кейсов. Премьера ленты, в создании которой приняли участие специалисты крупнейших застройщиков — ГК «А101», «ПИК», «Кортрос», «Унистрой» и других, состоялась 10 июня в Сочи. А теперь посмотреть ее может любой желающий на платформах «Кинопоиск HD», IVI, и YouTube.