Партнерский материал
Юлия Кузнецова
Юлия Кузнецова
11 мая 2022

Как быть готовым к выступлению перед любой аудиторией

1

Тренируйте навыки речи

Звучит банально, но это действительно необходимо. Без четко поставленного голоса, дикции и тембра любое выступление, даже самое интересное, слушатели не воспримут в полной мере. Во время доклада важно следить за дыханием. Рассказчик не должен тараторить, не успевая вдохнуть, или «захлебываться» в середине фразы.

В момент репетиции проследите, чтобы вдох и выдох шли через живот, а не грудь. Тогда получится сохранять умеренный темп речи. Для тренировки дикции хорошо подойдут скороговорки. Можно также посмотреть, как готовятся к выступлению певцы или профессиональные ораторы. Они разминают связки с помощью упражнений, смачивают горло водой или кусочком сливочного масла, повторяют фрагменты.

Главное, перед началом выступления проговорить вслух любые фразы. Это поможет убедиться в том, что голос не осип, горло не охрипло, а вы владеете своей речью.

2

Репетируйте любой доклад

Прочитать про себя выступление недостаточно. Важно слышать голос: как вы эмоционально окрашиваете текст, правильно ли ставите ударение, где делаете паузы. Учтите: время, затраченное на чтение про себя, будет отличаться от живого выступления в большую или меньшую сторону. Поэтому тайминг лучше составлять после того, как вы несколько раз отрепетируете свой доклад.

Помимо речи есть другие важные вещи — невербальные сигналы. То, какие жесты и мимику использует человек, показывает его уверенность или скованность. Поэтому слушатели обращают на них внимание не меньше, чем на доклад и презентацию. Если заранее не прорепетировать невербалику, во время выступления может оказаться, что вы совершенно не знаете, куда деть взгляд или руки.

Стоит заранее избавить себя и от лишней тревоги. Попробуйте рассказать самому себе что-либо перед зеркалом. При этом следите за языком тела — как стоят ваши ноги, где находятся руки, в каком положении осанка. После оттачивайте невербальные сигналы до автоматизма.

3

Учитывайте особенности аудитории

Еще одна банальность, но крайне важная. Согласитесь, представителям сегмента B2B вы не будете объяснять, что эта сфера очень перспективная и нужно в ней развиваться. И, наоборот, новичкам дадите как можно больше пояснений и простых примеров, а не профессиональных терминов. Поэтому текст выступления напрямую зависит от его слушателей.

Однако можно учесть несколько общих рекомендаций, которые подойдут для любой публики. Постарайтесь «высушить» текст. Меньше пространных рассуждений — больше конкретных фактов. Разнообразьте выступление примерами из жизни, добавьте немного шуток, если они уместны.

Определите, какую пользу получит публика и сделайте на этом акцент. Например, когда рекламируете курс, расскажите подробно и доступно, как он поможет вашим слушателям. Постарайтесь не растягивать выступление на полдня. Сократите текст или разбейте на несколько докладов.

4

Воссоздайте обстановку выступления

Моделирование ситуации поможет настроиться на доклад и снизить тревожность. Вы можете пригласить знакомых или выступить перед семьей. Также вариант — записать себя на камеру, а после проанализировать видео, внести изменения в текст доклада или манеру выступления.

Если в вашей фирме есть технологии виртуальной реальности, воспользуйтесь ими. Например, компания Modum Lab разработала VR-тренажер «Публичные выступления», который становится популярным в сегменте B2B. С ним можно по максимуму прочувствовать себя в качестве докладчика, оценить, как будет выглядеть презентация и потренировать навыки стрессоустойчивости, ведь в тренажер заложен набор звуковых раздражителей.

Кроме того, выступающий получит отклики из зала. Виртуальные слушатели реагируют на подачу доклада — скучают, одобрительно кивают или злятся. После выступления вы сможете проанализировать результаты в личном кабинете. Например, насколько получалось удержать внимание зала, как часто использовали слова-паразиты или отвлекались на посторонние предметы.

5

О VR-тренажере «Публичные выступления»

Эффективность технологий виртуальной реальности в преодолении глоссофобии оценили зарубежные исследователи. Например, в 2020 году в журнале Cognitive Behaviour Therapy опубликовали опыт группы специалистов при участии экспертов Стокгольмского университета. С помощью VR получилось снизить тревогу испытуемым при публичных выступлениях.

В России также изучают эффективность VR для борьбы со страхом публичных выступлений. Одно из таких исследований провела технологическая образовательная компания Modum Lab. Уровень тревоги при публичных выступлениях контрольной группы, участники которой тренировались перед зеркалом или веб-камерой, снизился на 12,6%. У тех, кто выступал перед виртуальной публикой, на 25,2%.

Modum Lab создает иммерсивные продукты, в том числе VR-тренажер для эффективного способа тренировки навыка публичных выступлений. Он объединяет теорию с практикой и помогает чувствовать себя уверенней во время реального доклада.

Узнать больше о тренажере