Марат Бабаев
Автор:
Марат Бабаев
15 октября 2020

Был литр — стало 0,9: почему производители уменьшают вес продукта и можно ли считать это обманом

То, что привычные форматы упаковок стали менее «вместительны», чем раньше, давно не новость для населения, которое успело превратить «недолитр» молока или «девяток» куриных яиц в народные мемы. Покупатель, внезапно осознавший, что привычная «полторашка» пива уже не справляется со своей терапевтической задачей, начинает чувствовать себя обманутым. Но по факту все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Категорийный менеджер крупной российской торговой сети Дмитрий Камбаров объясняет, что стоит у истоков этого явления и почему в нем виноваты не только производители.


Дмитрий Камбаров
Категорийный менеджер

Как это вообще называется?

Практика уменьшения размера или количества продукта в упаковке при сохранении цены называется шринкфляцией, хотя в отечественном деловом сленге чаще используются более мягкие определения — дисайз или даунсайз.

Это происходит только в России?

Конечно нет. Считается, что термин shrinkflation ввела американский экономист Пиппа Малгрен на волне кризиса в США 2008 года, но сама практика снижения веса при сохранении цены впервые была зафиксирована еще в начале 20 века. Но, как и в России, шринкфляция вызывает негодование масс во многих странах.

Первые сообщения в «Твиттере» с хештегом #shrinkflation датируются 2013 годом. Пользователи по всему миру выкладывают посты о том, что привычный продукт стал меньше, и требуют от производителей вернуть прежние вид и размер.

Самый яркий пример — ситуация с шоколадными батончиками Toblerone, которую в 2016 году активно обсуждала вся Англия. Вес стандартной шоколадки был уменьшен с 400 грамм до 360, при этом размер упаковки остался прежним. Зато видоизменились сами батончики — консервативных британцев возмутило то, что фирменный дизайн лакомства стал другим, а расстояние между зубчиками увеличилось. Чтобы успокоить разгневанных покупателей, производителю пришлось вернуть товару классический вид, но длину батончика все же сократили.

Получается, что большие корпорации наживаются на простом потребителе?

Не совсем. Стоит сразу отметить, что юридически потребителя никто не обманывает — поставщик указывает на этикетке корректную информацию об объеме. Важно понимать, что шринкфляция — это хоть и скрытая, но форма инфляции. В рыночной экономике инфляция — процесс вынужденный и практически необратимый. Его жертвами зачастую являются не только конечный потребитель, но и производитель.

На практике шринкфляцию (как и инфляцию) производитель обосновывает увеличением цен на сырье, энергоносители или логистику. Но иногда выбор такого подхода определяют условия, которые диктуют крупные сетевые ритейлеры для удержания конкурентной полочной цены. Для примера: компания «Кока-Кола» с 2018 года поставляет в сети линейку «Кола»/»Фанта»/»Спрайт» объемом 0,9 литров, когда в мелкой рознице та же линейка до сих пор представлена объемом 1 литр и, естественно, с более высокой полочной ценой.

Вы как потребитель должны понимать, что рост цен неизбежен. Основная цель подхода заключается в снижении психологической нагрузки на восприятие этого факта. Защитники шринкфляции приводят и другие аргументы из разряда «алкоголик выпьет меньше», «человек с лишним весом меньше съест», но выглядят они как минимум недемократично.

Как теперь с этим жить?

Шринкфляция — процесс, который имеет свои пределы. Внимательно читайте состав и смотрите на все характеристики приобретаемого продукта. Только такой подход может дать уверенность в осознанности собственного выбора.

Вместе с увеличением цены на потребительские товары растет и конкуренция. А потому производители продолжат бороться за покупательскую лояльность. Одним из методов такой борьбы являются акции, позволяющие покупать продукт с большой скидкой. Опять же, гибкая ценовая система отражена в первую очередь на полках крупных ритейлеров. И пусть супермаркет продает бутылку «Кока-колы» в объеме 0,9 литров, зато конечная цена продукта все равно нередко оказывается ниже, чем в маленьком магазине, где этот же напиток продается литровым объемом.