Студия Red Barn и бизнес-журнал Hussle.ru выпускают совместный проект — подкаст Hussle. В каждом выпуске мы будем говорить о новостях из мира бизнеса, управления и финансов, разбираться в самых актуальных и важных событиях, анализировать тренды и тенденции, выявлять лучшие практики и делиться опытом успешных предпринимателей и руководителей на территории России.
Расскажем, как начать свое дело с нуля, привлекать клиентов, продвигать свой бренд, управлять финансами, и обсудим многое другое. В декабре 2023 года Верховный Суд РФ разъяснил, что теперь каждая компания должна проверять наличие активов и работников у контрагентов. С чем связаны подобные изменения? Почему государство так в этом заинтересовано? И как данная инициатива повлияет на бизнес? В этих вопросах нам помогут разобраться представители компании «Ирбис»: Максим Ефремов — соучредитель, ответственный за развитие бизнеса, а также Павел Гордийчук — соучредитель, занимающийся разработкой продукта.
Давайте начнем с вопроса: почему же Верховный Суд начал обращать внимание на сделки с контрагентами и качество их работы? Из-за чего возник подобный интерес?
Скорее всего, дело в том, что эта тема уже давно обсуждается, ширится судебная практика, и появлялись вопросы, на которые Верховный Суд дал разъяснения. К тому же вы должны понимать, с кем заключаете договор. Например, ваш контрагент оказался недобросовестным. Вы приобретаете товар или услугу, что позволяет снизить НДС. Однако если такой партнер не выплачивает НДС на следующем этапе сделки, то вы автоматически оказываетесь вовлечены в незаконную деятельность, даже не осознавая этого. Вот тут и возникает концепция должной осмотрительности. Но четких критериев этой осмотрительности, увы, не существует. Есть лишь рекомендации, основанные на судебной практике и логике. И в нашем случае одними из них стали проверки личных активов и наличие сотрудников у контрагентов. Иначе говоря, если вы не озаботились вопросом безопасности своей сделки и не прибегли к вышеуказанным методам проверки, со стороны государства к вам будут вопросы.
Тогда возникает еще один вопрос: если с юридическими лицами всё понятно, то для чего бизнесу нужно проверять таких контрагентов, как самозанятые граждане и физические лица?
Во-первых, это безопасность бизнеса: чем больше информации вы знаете о потенциальном партнере, тем лучше сможете оценить риски. Даже по опыту работы нашей компании нередки случаи, когда на первый взгляд «белые и пушистые» компании скрывают риски, которые обнаруживаются при более глубоком анализе. Развивая данную мысль, стоит сказать, что проверяется не только сама компания, но и ее руководители, учредители, так как именно от этих людей зависит работа всей фирмы.
Еще одна причина, по которой необходима проверка физлиц, — это вопросы внутренней безопасности. К слову, вряд ли транспортная компания захочет брать на работу человека, который ранее был судим за вождение в нетрезвом виде. Поэтому подобные меры необходимы для обеспечения безопасности вашего бизнеса.
Нужно ли каждому бизнесу инициировать подобные проверки? Например, представитель малого бизнеса открыл кофейню, насколько ему необходимо проверять подрядчика, который, скажем, возит стаканчики для кофе?
Конечно, есть направления, для которых вопрос глубокой проверки контрагента не столь актуален. Например, если вы работаете с партнерами по полной предоплате, риски минимизируются. Но такие взаимоотношения в бизнесе встречаются не так уж и часто.
В данной плоскости не стоит игнорировать проверку сотрудников, которые работают у вас в найме. Эти люди напрямую влияют на успех вашего бизнеса. И важно знать как можно больше информации о человеке, который в дальнейшем станет представлять ваш бренд. Для малого бизнеса цена даже небольшой ошибки может быть критичной. А теперь представьте, если курьер пропадает в конце дня, при этом на руках у него значительная сумма.
Вот пример из личной практики: к нам пришел устраиваться парень на должность менеджера продаж. Решили на месте «пробить» его по нашей базе данных. Биография этого молодого человека оказалась очень насыщенной: кража товаров с прошлого места работы, алкоголя из магазина около дома. Без проверки мы бы ощутили все «прелести работы» с таким специалистом лишь через некоторое время. И опыт был бы горьким. К счастью, нас выручил наш же продукт.
Давайте более подробно поговорим о вашем сервисе. Как работает «Ирбис» и какие возможности он открывает для бизнеса?
Необходимость проверки контрагентов — это не только инициатива государства. Еще много лет назад сам бизнес осознал эту необходимость в связи с появлением первых сайтов судов и началом публикаций вынесенных ими решений (например, иски о взыскании по договору займа, уголовные дела). Вот тогда мы и начали создавать наш проект. К слову, так же подтягивалась информация из банковских учреждений, различных микрозаймов. Далее мы стали развивать систему, чтобы работать и с юрлицами. Так и появился «Ирбис». Мы можем полностью проверить контрагентов: как юридическое лицо, так и физлиц, которые эту компанию учредили. Наш сервис поможет решить вопросы с должной осмотрительностью, даже копнуть глубже и узнать о ключевых сотрудниках компании, которые не исполняют руководящие функции.
А как вообще происходит процедура проверки? Вот решили мы воспользоваться сервисом, что дальше?
«Ирбис» работает по принципу поисковика, как Яндекс или Гугл: пользователь просто вводит данные, которые у него есть на контрагента, после чего получает информацию в виде одного сводного отчета. И там можно увидеть налоги, долги, суды. Всё будет собрано в одном документе, причем эта информация может быть как по юридическому, так и по физическому лицу. Один из плюсов: все данные будут предоставлены в течение одной минуты.
В каких отраслях рынка больше всего ваших клиентов? И какая существует тенденция: кто чаще всего прибегает к вашим услугам?
На данный момент в каждой ключевой отрасли есть наши заказчики. И мы работаем с более чем 5000 клиентов. Можно выделить ритейл, строительство, оптово-розничный бизнес, банки, микрозаймы. Сегодня уровень осведомленности и понимания необходимости проверки сотрудников и партнеров растет, что упрощает продажи наших услуг. Бизнес сам заинтересован в том, чтобы оградить себя от ненужных проблем в будущем.
Есть ряд бесплатных сервисов, которые могут помочь проверить контрагента. По вашему опыту, почему лучше заплатить за данную услугу, нежели пользоваться информацией из открытых источников?
Во-первых, это время. Порой проверка осуществляется по более чем сотне источников. Мы как-то посчитали, сколько времени понадобится, если вручную попытаться собрать всю информацию: на это уйдет ни один день. «Ирбис» выполняет эту задачу за считанные секунды. Например, ваш контрагент выводит деньги из бизнеса, так как в одном из регионов у него начались проблемы. И чтобы найти этот город, вам придется потратить уйму времени. Даже если вы будете знать место, просмотреть всю судебную практику, чтобы понять причину, а до этого найти нужный суд — задача очень непростая.
Если вы решили проверять контрагента, то лучше это делать через платный сервис, так как исключается человеческий фактор: специалист, который вручную осуществляет поиск, может элементарно ошибиться или забыть запросить какой-либо документ.
Например, пришел к вам на работу сотрудник, предоставил справку об отсутствии судимости, даже есть неплохая рекомендация. Вы всё же решаете проверить его с помощью платного сервиса и обнаруживаете, что за плечами у гражданина множество дел в рамках гражданского судопроизводства. Да и вообще он любитель посудиться с работодателями, магазинами. У нас есть пример человека, который таким образом зарабатывает. И, внимание, у него более 1000 подобных дел.
Для молодой компании сервис для анализа контрагентов, возможно, не так нужен. Но активно растущей фирме он необходим, так как потенциально в будущем это поможет сэкономить предприятию миллионы рублей.
А можно ли проверить, не нарушал ли сотрудник NDA — соглашение о неразглашении конфиденциальных данных?
Да, проверить можно. Например, если на такого недобросовестного сотрудника подан иск или заведено дело по причине разглашения конфиденциальной информации, то мы это обнаружим и предоставим информацию.
Есть ли у вас клиенты, в компании которых есть собственная служба безопасности, но помимо этого они прибегают к услугам вашего сервиса, чтобы нивелировать малейшие риски?
Большинство компаний, которые пользуются «Ирбисом», имеет свою службу безопасности. Чтобы провести проверку одного сотрудника, этого недостаточно. К тому же информация не берется из пустоты. Поэтому специалисты понимают необходимость данных сервисов. Можно сказать, это один из основных инструментов, которыми они пользуются в ходе своей работы. А конкретный сервис выбирается из соотношения «цена-качество».
Любой бизнес — это о деньгах. Как быстро окупается «Ирбис»? Есть ли кейсы, на примере которых можно проиллюстрировать, как вашим партнерам удалось сэкономить или сохранить деньги благодаря сервису?
Сложно найти конкретный пример, что какая-то компания пользовалась услугами нашего сервиса, и, обнаружив недобросовестного контрагента, сэкономила вот такую сумму. Стоит подойти с другой стороны: расскажу, как мы ищем наших клиентов. Мы смотрим практику арбитражных дел, где видим пострадавшую от недобросовестного контрагента или партнера компанию. Затем презентуем им «Ирбис», иллюстрируя то, насколько тщательно осуществляем проверку, оценку рисков. Таким образом, мы показываем, что тех трат, которые фирма понесла ввиду судебных издержек, недобросовестности партнера, можно было избежать.
Как вы думаете, в какую сторону будет двигаться государство в рамках темы проверки контрагентов?
Стоит отметить, что за последние годы государство действительно сделало шаг вперед в вопросах обеспечения безопасности бизнеса. Появился сервис «Проверка бизнеса» на сайте налоговой, и туда стали добавлять данные, которые ранее были разрознены. Возможно, в будущем на тех же Госуслугах появится сервис проверки контрагентов, но неизвестно, когда это произойдет.
На самом деле принимаемые меры положительно отразятся на бизнесе с точки зрения его безопасности. То же разъяснение Верховного Суда дает понимание должной осмотрительности, и мы теперь осознаём, что при проверке необходимо обращать внимание на количество сотрудников, ресурсы. Такие меры имеют цель обезопасить граждан и бизнес от разного рода потенциальных рисков, связанных с недобросовестностью второго участника сделки или мошенничества.
Крупный бизнес обязательно должен заниматься изучением контрагентов. Поэтому целесообразнее потратить около 60 000 рублей в год, нежели потерять в дальнейшем миллионы.
Спонсор выпуска — ООО «Ирбис Аналитика» — сервис для проверки физических, юридических лиц и недвижимости на благонадёжность по 20 000 государственных источников.Слушай подкаст Hussle на платформах Яндекс Музыка, Apple Podcasts, Castbox, Spotify, Soundcloud, Podcasts и Telegram.
Реклама
LjN8K8opy