Бизнес,Рынок
19 июля, 2024

Зачем бизнесу переходить в облачные сервисы и как это поможет обезопасить ваши данные

Поговорим о том, каким компаниям нужны облачные сервисы, как на них переходить и какие преимущества они дают вашему бизнесу.

Студия Red Barn и бизнес-журнал Hussle.ru выпускают совместный проект — подкаст Hussle. В каждом выпуске мы будем говорить о новостях из мира бизнеса, управления и финансов, разбираться в самых актуальных и важных событиях, анализировать тренды и тенденции, выявлять лучшие практики и делиться опытом успешных предпринимателей и руководителей на территории России.

Расскажем, как начать свое дело с нуля, привлекать клиентов, продвигать свой бренд, управлять финансами и многое другое. Сегодня мы поговорим о кибербезопасности и облачных сервисах, которые становятся неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Данный сегмент растет из года в год примерно на 40%. Чтобы узнать подробнее, как вы можете применить данные технологии на благо своего бизнеса, мы пообщались с Сергеем Сжёновым, директором направления облачных решений в EdgeЦентр, и разузнали все подробности.

Давай для начала разберемся вот в чем: есть ли разница в работе наших облачных систем в сравнении с мировой практикой?

Если мы говорим про подход к технике, на базе чего это реализовано, наверное, нет. Что из себя представляют облачные вычисления? Это структуры, сети и различные модели, которые представлены в мире, например IaaS, SaaS, PaaS, так что и в России, и в мире используется одно и то же. Другое дело — с точки зрения рынков подходов и тенденций, которые сейчас реализовываются. В зарубежье популярно облако публичное, куда подключается большое количество клиентов и одновременно использует одни и те же сервисы. Но с точки зрения нашей страны будет актуальным изолированное облако, которое предоставляется только конкретному клиенту.

Яндекс Клауд привел статистику, что 20% российских предпринимателей увеличивают бюджет на кибербезопасность, ПО и облачные сервисы. Почему складывается такая тенденция, есть ли прогноз на ее увеличение и почему сегодня бизнес решил обратиться к подобным сервисам?

Тут стоит посмотреть на историю. В зарубежье облако появилось уже много десятилетий назад, в РФ же оно только начало приходить около 20 лет назад, и до сих пор нам как оператору приходится работать с возражениями, когда клиенты боятся «непонятно куда» переносить свои данные — много блокеров и опасений.

Почему сегодня мы видим такой прирост: неважно, маленький у вас бизнес или большая компания, так или иначе необходима уверенность в защите — крупные игроки рынка ежедневно сталкиваются с кибератаками, также в наше время необходима уверенность в конфиденциальности. Важно постоянное масштабирование и возможность преодолевать пиковые нагрузки на свои сервисы. К тому же, если ваш бизнес расположен по всей территории нашей страны, то как можно хранить всю информацию на едином физическом носителе?

Представим, у вас IT-стартап. Важно сразу же начать работать, но нет ни денег для того, чтобы закупить железо и на нем поднимать сервисы, ни административного ресурса — людей, которые этим будут заниматься. И в этой ситуации облако как раз становится тем самым инструментом, который решает все эти вопросы.

Какие отделы в первую очередь стоит перевести в облако?

Все зависит от целей, должна быть стратегия такого перехода. Например, вы крупный бизнес и хотите хранить персональные данные рядом с собой, а вычислительные мощности вы решили перенести в облако — это одна история. Если вы малый бизнес и пришли к тому, что необходимо масштабироваться, — совсем другая. Вы должны понять, зачем вам это делать, какие потребности будут закрыты, и уже после этого принимать решение, что стоит в первую очередь переносить — бухгалтерию или административный блок.

Как думаешь, почему люди до сих пор столь безалаберно относятся к данным компании, да порой и к личным?

Тут, скорее, проблема кроется в вопросах поколений и самом восприятии кибербезопасности. Более взрослые люди к этому относятся порой безалаберно, и с ними как раз-таки возникают наибольшие сложности при работе с возражениями. Дело в осведомленности, привычках. Молодежь же практически с малых лет не выпускает из рук различные гаджеты и имеет большую осведомленность в вопросах киберзащиты.

Опять же, очень сложно вычислить утечки с физических носителей, например сотрудник скачал конфиденциальную информацию компании себе на флешку, уволился, и узнать, кто это был, довольно непросто, а обычно и вовсе невозможно. Если же мы говорим об облачных сервисах, то там присутствует большое количество сервисов, обеспечивающих безопасность, которые позволяют если не предотвратить преступление, то как минимум инициировать моментальное расследование и в будущем установить необходимые заглушки, чтобы не допустить повторения разного рода краж информации.

Как по вашему мнению будут развиваться облачные технологии в России?

Если осматривать периметр в течение пяти лет, то тут уже даже на уровне президента было заявлено, что и государство, и бизнес будут активно участвовать в развитии данных технологий. Наблюдается тренд на ИИ, роботизацию и автоматизацию процессов. Простой пример — это может невероятно упростить работу для эйчаров: пришел новый сотрудник, и специалисту не придется тратить огромное количество времени на онбординг, так как все механики обучения уже автоматизированы и новичок сумеет самостоятельно получить все необходимые ему знания.

Для специалистов, работающих с искусственным интеллектом, также имеет смысл обратить внимание на автоматизацию процессов и обучение в этом направлении, также могу посоветовать школьникам и студентам поглядывать в эту сторону.

Что из себя представляет ваша компания и какую пользу может принести сотрудничество с EdgeЦентром?

Для клиента мы классический облачный оператор с широким портфелем облачных сервисов, но, как и любой оператор, мы имеем свою нишу, благодаря чему потребитель выбирает именно нас. В первую очередь от остальных мы отличаемся тем, что можем предоставить техническую команду под конкретный специфический проект, так как у нас есть специалисты как широкой, так и узкой направленности. Многие крупные операторы заходят, продают проект и уходят, оставляя заказчика со своими проблемами. Мы же продолжаем работать с клиентом, становимся партнером и продолжаем помогать масштабировать бизнес. Мы не раз слышали, что у нас отличная линия поддержки и специалисты. Иначе говоря, наши подходы и предложения персонализированы.

Расскажу об одном из кейсов, который лично для меня интересен: когда я только пришел, компания работала с «Медиатекой» — стриминговым сервисом. Ранее мы им внедрили облачную структуру, но у партнеров были некоторые трудности, поэтому к нам обратились за аудитом, что же там не так происходит. Мы провели анализ, проверили структуру и оптимизировали все процессы, сам проект длился несколько лет и завершился достаточно успешно, мы до сих пор сотрудничаем.

Часто клиенты спрашивают: а вы сами используете свои сервисы? Могу сказать, что наш проект — не просто разработка, которую мы предлагаем, но и сами используем в работе. Когда встал вопрос создания собственного сайта, мы все сделали самостоятельно, не обращаясь к сторонним компаниям, которые на этом специализируются. Более того, мы, благодаря нашим же сервисам, его полностью протестировали и в срок запустили.

Еще один важный вопрос: в EdgeЦентр своя собственная база серверов, как это вообще выглядит? Это мощности, которые берутся в аренду, или условные железяки, на которых все хранится?

У нас есть несколько центров обработки данных, где находится «железо», на базе которого и реализованы облачные сервисы. Мы представлены по всей России, везде находятся такие центры, но, как привычно для нашей страны, основные ресурсы в Москве. Также в компании имеется два дата-центра. Клиенты постоянно интересуются нашими мощностями, мы сталкиваемся с новыми вызовами, поэтому наши мощности постоянно обновляются и расширяются.

С какими типичными проблемами компания может столкнуться при переходе на облако?

Нет понимания цели, для чего это нужно. Есть желание перейти в облако, но какой результат клиент ожидает с точки зрения развития бизнеса — сформулировать не может. Нет понимания, как это делается, — тут наша задача помочь с аудитом и с формированием стратегии перехода. Может быть, и не потребуется все переносить, более того, по собственному опыту могу сказать, что в редких случаях даже крупным компаниям приходится перетаскивать все структуры. С любым крупным клиентом всегда ведется индивидуальная работа и предоставляется персонализированное предложение.

Вот к вам обратилась крупная компания. Сколько времени тратится на переход в облако, налаживание всех процессов? Ведь это не делается за один-два дня.

Все начинается с банального консалтинга — заказчик должен рассказать о своем бизнесе, к чему он хочет прийти, затем поговорить с командой о внутренней организации и подготовить все необходимые процессы, которые в будущем необходимо инициировать. Когда мы узнаем проблему и то, с чем именно нам необходимо разобраться, мы начнем проработку, создаем техническое задание, выделяем специалистов и спускаем пилот, в рамках которого начинается постепенный перенос в облако без ущерба для работы самого бизнеса. По срокам — минимум год, а, как правило, два-три года.

Были ли примеры, когда во время такого перехода меняется руководитель и решает остановить все процессы, хотя до этого работы активно велись?

Да, такие кейсы встречались. Например, приходит новый руководитель подразделения со своей командой и принимает решение, что развиваться компания будет в другом направлении. Мы в этом вопросе достаточно гибки, и если клиент решил от чего-то отказаться, что же, мы будем общаться по этому вопросу и искать решение. Как правило, при каких-то сложностях в первую очередь сокращают ФОТ, а запущенные процессы пытаются довести до ума. Мы стараемся найти такое решение, чтобы и партнер, и мы остались в выигрыше.

Какой из кейсов вы находите наиболее интересным? Из тех, о которых можно рассказать.

Сейчас я занимаюсь расширением нашего портфеля, и фокус идет на развитие PaaS. Мы догоняем тех провайдеров, у которых есть все наработки с точки зрения PaaS, но помимо этого активно внедряем ИИ, так что где-то примерно через год у нас будет уникальный сервис, о котором я смогу рассказать и дать обратную связь от клиента, который с ним взаимодействует.

Какие советы ты можешь дать компаниям, которые задумываются о переходе на новые облачные технологии?

Определиться с тем, кто вы и какой результат хотите видеть, разработать стратегию, понять, где вы хотите оказаться через условные пять лет. Этот процесс происходит постепенно и осмысленно, с пониманием того, к чему в итоге должна прийти ваша компания.

Спонсор выпуска — EdgeЦентр — облачные и edge-решения для вашего бизнеса, быстрая доставка контента, надежное хранение и защита от кибератак.

Слушай подкаст Hussle на платформах «Яндекс Музыка», Apple Podcasts, Castbox, Spotify, Soundcloud, Podcasts и Telegram.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: