Время расширяться: как понять, что бизнесу пора расти
Ты успешный предприниматель, бизнес идет в гору, клиенты довольны, сотрудники счастливы, и, казалось бы, так все и будет продолжаться. Но что если уже пришел момент, когда стоит выйти из зоны комфорта и расширить сферу деятельности? Ведь стабильный успех без роста — это статика, которая в любой сфере в дальнейшем приводит к спаду и деградации деятельности. Поговорим о маркерах, которые сигнализируют о необходимости роста.
Производственные мощности не справляются с текущим объемом работы
С одной стороны, это замечательно, ведь спрос на продукцию или услуги превышает предложение, клиенты охотятся за товарами и идут на различные ухищрения, чтобы получить желаемое раньше остальных. Но давай посмотрим на это с другой стороны: увы, но твое производство, команда не могут справиться со всем объемом работы ввиду различных причин — недостаточное количество персонала, маленькая складская база, ограниченная производственная мощность предприятия — в зависимости от рода деятельности возможна каждая из этих причин. Рано или поздно клиент устанет от очередей, задержек, и в его глазах ты уже будешь не «эксклюзивным», а, скорее, «некомпетентным». Так же любая ниша не будет постоянно пустовать, однажды заполнится конкурентами. Даже если качество их продукта или услуг будет чуть ниже, некогда твой, заказчик обратится в другую фирму, только чтобы сэкономить время. В таком случае ты теряешь трафик и финансы, которыми с радостью завладеет твой бизнес-оппонент.
Также из-за спешки есть риск в ухудшении качества. В погоне за прибылью и желанием не потерять клиента некоторые недобросовестные поставщики увеличивают объёмы, сокращая время на производство. Из-за отсутствия времени продукт теряет в качестве, как итог — конечный потребитель в срок получает то, с чем предпочел бы вовсе не иметь дел, и все по вине недобросовестного поставщика. Но это точно не о тебе, наш дорогой читатель.
Новые возможности
Это может прозвучать странно, но при пиковой загрузке ты все еще можешь терять потенциальную прибыль, разве эта мысль не мотивирует инициировать процесс развития бизнеса? В данном случае имеется в виду то, что, работая на пределе своих мощностей, производство может не удовлетворять спрос в полной мере, не закрывает потребности всех клиентов, а специфические нужды отдельных решаются конкурентами. Речь идет не только об объемах, но и об услугах. Например, ты владелец пекарни, дела идут отлично, но выпекаете вы только хлеб да булочки. Почему бы не расширить свои возможности и ассортимент путем приобретения новых индукционных печей для приготовления круассанов? Порой одна новая позиция увеличивает трафик в разы.
Или же ты владелец магазина строительных материалов, и хранение некоторых товаров, например, объёмных листов кровли, требует расширения складских помещений. Каждый клиент, сделавший запрос по данной позиции и получивший отрицательный ответ, — упущенная выгода. А что это, если не бизнес-преступление? Аренда свободного помещения + доставка (если склад не прилегает к магазину) зачастую кратно окупаются конечными продажами. В конце концов, предоставляя товар, который находится в дефиците, ты увеличишь репутационную привлекательность своего бренда.
Работа с крупными компаниями
Крупные холдинги, медиа-компании выстраивают свою работу так, чтобы самостоятельно закрывать все свои потребности в логистике, производстве, поиске новых кадров и решении прочих вопросов. Но, расширяясь, как правило, появляются новые нужды, которые проще и дешевле закрыть с помощью подрядчика. Возьмем для примера таких гигантов, как Роснефть, Газпром, Лукойл — лидеры в нефтяной промышленности России. В каждой из этих компаний есть свой отдел кадров, налажена логистика, работает огромный штат бухгалтеров, водителей, огромный менеджмент по решению текущих вопросов. Но, несмотря на всю масштабность их деятельности, ни у одной из этих компаний нет своей типографии, хотя периодически требуется печать баннеров, флаеров, меню, разного рода ценников, плакатов для обеспечения работы АЗС. Закупать дорогостоящее оборудование, нанимать квалифицированных специалистов не имеет смысла, т.к. в данном случае затраченные средства себя не оправдывают — это не деятельность, на которой компания может заработать, а экономия — минимально, либо ее не будет вовсе.
В этом случае филиал в каждом регионе ищет подрядную организацию, способную обеспечить все офисы и АЗС требуемой печатной продукцией. При наличии необходимого оборудования, профессиональных сотрудников — даже относительно небольшая типография может стать подрядчиком у такой крупной нефтедобывающей компании. Ты можешь предложить свои услуги и уже завтра стать партнером компании-гиганта нефтяной промышленности в нашей стране.
Прибыль перестала расти
Часто собственники сталкиваются с ситуацией, когда все бизнес-процессы отлажены, коллектив обучен и клиентоориентирован, партнеры надежны и не подводят, но прибыль стоит на одном месте. Да, производство работает «в плюс», ты платишь по счетам, но чистая прибыль не может пробить потолок. Если все условия соблюдены, товары и услуги предоставляются в срок, соответствуют заявленному качеству, персонал замотивирован и работоспособен, то причина одна: в нынешних условиях твое производство, скорее всего, работает на пределе своих возможностей и пришло время расширяться. Промедление может привести к тому, что коллеги по сфере медленно будут уводить даже постоянных клиентов.
Захват незанятых рынков
9 июня 2015 года был открыт самый молодой город в России Иннополис — один из трех наукоградов РФ, стремительно развивающийся и заселяющийся. Как правило, в таких городах четко отлажена транспортная система, спорт и здравоохранение, образование — фундамент данных институтов закладывается в самом начале. Но и эти направления требуют обслуживания, поддержки, развития. В подобных местах, несмотря на всю инновационность, порой страдает сфера досуга, так что если твоя компания может помочь в решении данной проблемы, оптимизировать вышеуказанную деятельность и для этого имеются необходимые средства, то составь план, найди нишу, рассчитай бюджет и приступай к освоению территорий, став пионером своего направления в новом регионе. Кстати, наличие свободных арендных площадей, нужды Иннополиса ты можешь узнать, зайдя на городской портал.