Бизнес
06 июня, 2024

В каких случаях можно не возвращать предоплату клиенту

Говорим о том, что делать, если покупатель отказался от услуги, и как защитить свой бизнес от подобных издержек.

Сегодня многие компании работают по принципу предоплаты: с одной стороны, это способ убедиться в серьезности клиента и гарантия того, что сделка будет с большей вероятностью завершена. Однако чаще всего предоплату в случае разного рода несостыковок придется вернуть и потребитель вправе потребовать возврат средств через суд. Сегодня решили рассмотреть тему подробнее и разобраться, в каких ситуациях бизнес может оставить предоплату у себя целиком или частично на легальных основаниях.

Когда резонно брать предоплату

Довольно часто поставщики услуг предлагают своим клиентам внести часть суммы заранее — преимущественно такая практика встречается в сфере сервиса, обслуживания, производства и имеет вполне понятное основание:

Как выглядит система работы по предоплате в большинстве компаний

Например, у вас студия, оказывающая услуги в сфере красоты и эстетики. Как собственник вы уже знаете, что перед праздниками обычно формируется плотная запись. Поэтому для бронирования подходящего времени процедуры клиенты вносят 20% от стоимости услуги заблаговременно.

Исполнители говорят о том, что предоплата не подлежит возврату, однако на самом деле в большинстве случаев они не имеют права оставить деньги себе, по крайней мере в полном объеме, и это прописано в законе. Так, отношения между клиентами и продавцами услуг регулируются законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если клиент заранее отказывается от услуги, предприниматель обязан вернуть внесенную предоплату целиком, даже если он не успеет найти на освободившееся время кого-то еще. Допустим, человек, записавшийся перед праздниками на процедуру и внесший 20% от ее стоимости, отменил прием утром день в день — как бы ни хотелось салону оставить деньги себе, их придется вернуть обратно.

В некоторых случаях предприниматели составляют договор, в котором прописано условие о том, что предупреждать об отмене необходимо заранее, если не был соблюден указанный срок — предоплата будет удержана. Однако такое правило недопустимо, если клиентом является физлицо. При желании он может обратиться в суд, и финансы придется вернуть все равно, плюс потребуется оплатить расходы на судебные разбирательства, также существует риск получить штраф от Роспотребнадзора. То есть для бизнеса такая такой подход может иметь не самые радужные последствия.

Когда предоплату можно не возвращать или вернуть частично

В некоторых случаях, если клиент передумал, компания все же имеет право оставить предоплату себе. Например:

Подход к проекту: вносить правки или отказать наглому заказчику

Потребительский терроризм: обнаружить и обезвредить

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: