Анна Жуковская
Анна Жуковская
6 июня 2024

В каких случаях можно не возвращать предоплату клиенту

Сегодня многие компании работают по принципу предоплаты: с одной стороны, это способ убедиться в серьезности клиента и гарантия того, что сделка будет с большей вероятностью завершена. Однако чаще всего предоплату в случае разного рода несостыковок придется вернуть и потребитель вправе потребовать возврат средств через суд. Сегодня решили рассмотреть тему подробнее и разобраться, в каких ситуациях бизнес может оставить предоплату у себя целиком или частично на легальных основаниях.

Когда резонно брать предоплату

Довольно часто поставщики услуг предлагают своим клиентам внести часть суммы заранее — преимущественно такая практика встречается в сфере сервиса, обслуживания, производства и имеет вполне понятное основание:

  • В подобной ситуации за потребителем закрепляется определенное время, если речь идет, например, о сессии с психологом или иным специалистом, взаимодействие с которым происходит тет-а-тет. Допустим, клиент записывается на сессию с психологом, предварительно оплачивает ее и приходит к назначенному часу.
  • Исполнитель минимизирует риск убытков, которые несет в связи с приобретением расходных материалов на оказание услуг, — в противном случае их придется покупать на свои деньги, а они могут не пригодиться, если клиент не придет. Например, флорист заказывает цветы для оформления помещения к свадебному торжеству, используя внесенную предоплату.
  • Снижается риск кассовых разрывов — оказывая услугу без предоплаты, компания увеличивает дебиторскую задолженность, и если клиент не спешит платить, в бизнесе могут возникать финансовые трудности. Довольно часто организации сотрудничают в формате, когда услуга оказывается заранее, а платеж поступает позднее — в таком случае некоторые фирмы просят вносить хотя бы часть средств, чтобы не растить «дебиторку».

Как выглядит система работы по предоплате в большинстве компаний

Например, у вас студия, оказывающая услуги в сфере красоты и эстетики. Как собственник вы уже знаете, что перед праздниками обычно формируется плотная запись. Поэтому для бронирования подходящего времени процедуры клиенты вносят 20% от стоимости услуги заблаговременно.

Исполнители говорят о том, что предоплата не подлежит возврату, однако на самом деле в большинстве случаев они не имеют права оставить деньги себе, по крайней мере в полном объеме, и это прописано в законе. Так, отношения между клиентами и продавцами услуг регулируются законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если клиент заранее отказывается от услуги, предприниматель обязан вернуть внесенную предоплату целиком, даже если он не успеет найти на освободившееся время кого-то еще. Допустим, человек, записавшийся перед праздниками на процедуру и внесший 20% от ее стоимости, отменил прием утром день в день — как бы ни хотелось салону оставить деньги себе, их придется вернуть обратно.

В некоторых случаях предприниматели составляют договор, в котором прописано условие о том, что предупреждать об отмене необходимо заранее, если не был соблюден указанный срок — предоплата будет удержана. Однако такое правило недопустимо, если клиентом является физлицо. При желании он может обратиться в суд, и финансы придется вернуть все равно, плюс потребуется оплатить расходы на судебные разбирательства, также существует риск получить штраф от Роспотребнадзора. То есть для бизнеса такая такой подход может иметь не самые радужные последствия.

Когда предоплату можно не возвращать или вернуть частично

В некоторых случаях, если клиент передумал, компания все же имеет право оставить предоплату себе. Например:

  • Когда потребитель не предупредил об отмене записи заранее — допустим, записался на процедуру, забыл о ней, не позвонил или не написал заблаговременно и просто не явился в назначенное время. В такой ситуации предоплата не возвращается.
  • Если компания потратила часть внесенных средств на материалы, которые потребуются для оказания услуги. Допустим, клиент заказал торт, для декора которого нужны определенные фрукты или ягоды, обычно их у кондитера в наличии нет и он закупил необходимые продукты заранее у своего поставщика. Накануне дня изготовления заказа покупатель передумал, в данном случае исполнитель вправе вычесть из суммы предоплаты те траты, которые уже совершил. Чтобы минимизировать риск возникновения претензий со стороны клиента, юристы рекомендуют заключать договор, в котором будет подробно прописано, что входит в стоимость оказываемой услуги, — в таком случае легко доказать, какие «расходники» оплачиваются в любом случае и уведомить об этом покупателя.
  • Когда заказчиком является индивидуальный предприниматель или другая компания, исполнитель может указать в договоре, что за отказ от услуги предусмотрена неустойка. Предположим, какая-то фирма в преддверии праздничного корпоратива заказывает несколько тортов в кондитерской, заключает с подрядчиком официальный договор, а затем в силу каких-то обстоятельств решает отменить заказ. В данном случае, если неустойка прописана в документе, ей нужно будет выплатить оговоренную сумму.

Подход к проекту: вносить правки или отказать наглому заказчику

Потребительский терроризм: обнаружить и обезвредить