Родион Махов
Родион Махов
23 января 2025

В каких долях распределять бюджет при старте бизнеса

Для начинающего предпринимателя, пожалуй, нет ничего более важного, чем умение эффективно управлять финансами. Правильное формирование бюджета — это не просто подсчет доходов и расходов, это фундамент, на котором строится вся будущая стабильность бизнеса. В этой статье мы подробно рассмотрим, как руководителям корректно формировать бюджет компании, на что тратить деньги и в каких долях, а также предоставим конкретные числовые соотношения для ориентира.

Этапы формирования бюджета

Оценка стартовых затрат

Регистрация бизнеса. Включает расходы на оформление документов, пошлины, получение лицензий (если необходимо).
Первоначальная аренда. Стоимость аренды помещения (если требуется) или расходы на обустройство домашнего офиса.
Оборудование и инструменты. Затраты на необходимое оборудование, компьютеры, программное обеспечение, инструменты и т. д.
Первоначальные запасы. Если вы занимаетесь торговлей, то это расходы на закупку первой партии товаров.
Маркетинговые материалы. Затраты на создание логотипа, визиток, рекламных листовок, сайта и т. д.
Юридические и бухгалтерские расходы. Затраты на услуги юриста и бухгалтера, которые могут быть необходимы на начальном этапе.
Примерные цифры: для малого бизнеса эти расходы могут варьироваться от 100 000 до 500 000 рублей, а иногда и больше — в зависимости от вида деятельности.

Прогнозирование ежемесячных доходов

При анализе ваших возможных доходов необходимо не только учитывать ваши воззрения относительно услуг, видов деятельности, товаров и ориентироваться на личные предпочтения. В первую очередь необходимо провести анализ рынка, а далее обратить внимание на:

  • Оценку потенциального объема продаж на основе вашего бизнес-плана и анализа рынка.
  • Если вы предоставляете услуги, оцените количество потенциальных клиентов на конкретной территории и среднюю стоимость ваших услуг по рынку.

И еще раз: оставайтесь в стане реалистов касаемо своих прогнозов. Лучше недооценить доходы на начальном этапе, чем переоценить свои возможности.

Теперь касаемо самих расходов. Мы дадим примерный, обобщенный список, но с учетом специфики конкретного бизнеса он может варьироваться.

  • Аренда — офис или иное помещение.
  • Коммунальные услуги — электричество, вода, отопление, интернет и т. д.
  • Заработная плата — з/п сотрудников и налоги.
  • Закупка материалов и товаров.
  • Маркетинг и реклама.
  • Транспортные расходы — логистика, топливо и т. д.
  • Налоги и сборы — платежи в бюджет, которые вы должны совершать в соответствии с законодательством.
  • Обслуживание оборудования и ремонт.
  • Профессиональные услуги — оплата услуг бухгалтера, юриста, консультанта и т. д.
  • Непредвиденные расходы.

Определение пропорций расходов

Персонал (25–40%). Сюда мы включили зарплату, налоги и другие выплаты сотрудникам.
Аренда и коммунальные услуги (10–20%). Затраты на помещение и необходимые для его работы услуги.
Маркетинг и реклама (10–20%). Бюджет на продвижение бизнеса, привлечение клиентов и создание бренда.
Закупка материалов и товаров (30–50%). Основные расходы для торгового или производственного бизнеса.
Налоги (10–20%).
Непредвиденные расходы (5–10%). Запас на случай возникновения неожиданных трат ввиду разного рода ЧП.

Важно: эти соотношения являются ориентировочными и могут меняться в зависимости от вашего типа бизнеса и его специфики.

Составление бюджета и его регулярная корректировка

Создайте таблицу в Excel или OpenAI Sheets, где будут отражены все статьи доходов и расходов.
Планируйте бюджет на месяц, квартал и год.
Регулярно, например раз в неделю или месяц, анализируйте фактические доходы и расходы и сравнивайте их с вашим планом.
При необходимости вносите коррективы в бюджет, чтобы он соответствовал текущей ситуации.

Пример числовых соотношений для малого бизнеса (в процентах):

Статья расходов Процент от общего бюджета
Персонал 30%–40%
Аренда и коммунальные услуги 15%–20%
Маркетинг и реклама 10%–15%
Закупка товаров/материалов 30%–40%
Налоги 10%–15%
Непредвиденные расходы 5%–10%

Формирование бюджета — это непрерывный процесс, который требует внимания, анализа и корректировок. Правильный подход к планированию финансов позволит начинающим предпринимателям не только выжить на начальном этапе, но и создать фундамент для будущего роста и процветания своего предприятия. Помните, что финансовая дисциплина и грамотное планирование — это залог успеха в мире бизнеса. Используйте представленные пропорции как ориентир, но адаптируйте их под свои нужды и специфику бизнеса.

Рассчитываем бюджет на маркетинг для небольшой компании

Секреты продвижения бизнеса без бюджета